Контакты

Кто сделал компьютерную мышь. Создатель мыши. Кто придумал Компьютерная мышь - Когда Изобрели. Оптические лазерные мыши

Родился Карл Дуглас Энгельбарт 30 января 1925 года в американском городе Портленде. Детство будущего изобретателя прошло на небольшой . Мальчик ничем не выделялся среди сверстников, не обладал выдающимися талантами. В 1942 году он поступил в университет штата Орегон и готовился работать инженером-электриком. Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре Энгельбарт был призван в ВМС США и отправился служить на Филиппины.

Дуглас стал радиотехником и обслуживал радарные установки на одной из военно-морских баз. Там, в библиотеке «Красного креста», Энгельбарт и обнаружил публикацию, перевернувшую всю его дальнейшую жизнь. Эта была статья американского ученого в области IT и вычислительной техники Вэнивара Буша «Как мы можем мыслить» (As We May Think). Молодой человек всерьез увлекся изложенной в ней теорией одушевления неживой природы.

Мечтой Дугласа было развитие интеллектуальных способностей человека или как он выражался, «раскрутка» (bootstrapping) при помощи искусственного разума. Наблюдая за кривыми на мониторах, Дуглас задавался вопросом, почему для предварительной обработки информации не используются возможности вычислительных машин. Гораздо удобнее было бы отдавать команды при помощи ЭВМ, а на мониторах видеть врага и их характеристики.

Повелитель мышей

После войны Дуглас оканчивает университет и с 1948 по 1955 год работает в калифорнийской лаборатории NASA. К этому времени относится идея создания манипулятора, который должен облегчить управление компьютером для космонавтов. Но созданное Энгельбартом устройство не могло работать в условиях невесомости и было забраковано. А идеи Дугласа о слиянии человеческого разума и компьютерной мощи не нашли поддержки у руководства.

В 1955 году Энгельбарт получает степень доктора наук и покидает NASA, чтобы принять участие в работах над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансируется военными. А еще через год он перебирается в Стэндфордский исследовательский институт, где занимается разработками магнитных компонентов ЭВМ. Там молодой ученый, наконец, получил возможность создать свою лабораторию, известную под названием Augmentation Research Center.

Методом жесточайшего отбора он привлек к работе 47 человек, приступив к разработкам системы NLS (On-Line System). В ней впервые были применены графический интерфейс, многооконная система вывода информации, реализована возможность работать с буфером обмена, созданы электронная почта и текстовый редактор. Мэйнфрейм Дугласа стал вторым компьютером, подключенным к создающейся в те годы военной сети ARPANet - прообразу современного интернета.

Победное шествие

Но самым известным изобретением Энгельбарта оказалась разработанная именно для NLS компьютерная мышь. Первый экземпляр, носивший официальное название «индикатор позиций X и Y», был собран в 1962 году одним из коллег Дугласа, инженером Биллом Инглишем. Драйверы к устройству написал Джефф Рулифсон. Манипулятор мог передвигаться по столу только в одном направлении - по горизонтали или вертикали. Его перемещения преобразовывались в движение курсора по .

Разработки Дугласа оказались чересчур сложны для того времени и не имели успеха. Сотрудники стали покидать изобретателя. Билл Инглиш перешел в компанию Xerox PARC, где продолжил работу над манипулятором. Вместо внутренних дисков был применен прорезиненный металлический шар, перемещение которого фиксировалось роликами внутри корпуса. Это дало возможность двигать мышь под углом. Количество кнопок управления выросло до трех.

В таком виде применялась в компьютерных системах Xerox Star 8010 и Alto. Но настоящая популярность пришла к ней только в 80-х годах, когда патент на ее изготовление выкупила компания Apple. Новая модель однокнопочной мыши, предназначенной Lisa, была представлена фирмой в 1983 году. При этом цена манипулятора снизилась с 400 до 25$. А в конце 1990-начале 2000 годов на рынке появились лазерные и беспроводные мыши, разработанные компанией Logitech.

Есть такие предметы, без которых в буквальном смысле как без рук. Это устройство одно из них: редкий пользователь компьютера обходится без него. Имеется в виду манипулятор мышь (таково ее официальное название), предназначение которой преобразовывать механические движения пользователя в движения указателя-курсора на экране. Конечно, можно обойтись одной клавиатурой или сенсорными устройствами тачскрином и тачпадом, и все же работу за компьютером без мыши смело можно сравнить с ездой на велосипеде без педалей.

Почему мышь назвали мышью, есть две версии. Одни считают, что это имя ей дал изобретатель американский инженер Дуглас Энджелбарт, поскольку ее провод был похож на хвост (другое название «жук», связанное с формой корпуса, не прижилось). Другие уверены, что английское mouse «мышь» это аббревиатура от Manually Operated User Signal Encoder («управляемый вручную кодировщик пользовательского сигнала»). Сам Энджелбарт упоминал в интервью, что идея подобного устройства родилась у него в начале 1950-х годов, во время учебы в университете Беркли и работы в лаборатории по радарным установкам, принадлежащей NACA (будущему NASA).

Однако реализована эта идея была лишь в 1964 г., когда Энджелбарт, занимаясь созданием компьютерной операционной системы oN-Line System (NLS), рассматривал концепцию оконного интерфейса. Необходим был удобный манипулятор для указания объектов на экране при интерактивной работе с текстами. Энджелбарт и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных на начало 19б0-х манипуляторов, включая ножные, наколенные и проч.

Мышь Энджелбарта.

Д. Энджелбарт.

Ни один из уже существующих не удовлетворял требованиям ученых, и тогда на свет появилось довольно неуклюжее сооружение толстостенный деревянный коробок с крохотной красной кнопкой, неудобным «хвостом» под запястьем пользователя и большими металлическими дисками, которые поворачивались при движении устройства. Первую мышь собрал инженер Билл Инглиш, а программы для демонстрации ее возможностей написал Джефф Рулифсон.

NASA не оценило по достоинству ни операционную систему, ни прилагавшийся к ней манипулятор. Их посчитали излишне сложными, к тому же Энджел-барт никогда не умел представлять свои разработки с выгодной стороны, полагая, что грамотные люди и так разберутся. В 1968 г. он все же получил патент на «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Эта модель значительно отличалась от экспериментального образца, у нее было уже три кнопки, но все же до современной мыши ей было еще очень далеко.

После неудачи с системой NLS лаборатория Энджелбарта была закрыта. Инглиш перешел в исследовательский центр Xerox PARC, где увидели свет многие из современных компьютерных технологий, и продолжил совершенствовать мышь. В 1972 г. он получил патент на новую модель. Два больших диска Инглиш заменил одним подшипником, перемещения которого фиксировались с помощью двух роликов. Дизайн корпуса также стал больше похож на тот, к которому мы привыкли.

Б. Инглиш.

Трехкнопочная мышь. 1970-е гг.

Дальнейшая судьба мыши тесно связана с компанией Apple. Ее исполнительный директор Стив Джобе заказал разработку новой модели небольшой компании Hovey-Kelley Design. Задача была поставлена непростая: требовалось уменьшить стоимость изделия как минимум в десять раз, сделать мышь более надежной и простой в обращении. В результате стальной подшипник в сложной механической подвеске был заменен резиновым шаром, свободно катящимся в корпусе. Дорогостоящая система кодирующих дисков и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками с щелевыми прорезями. Кроме этого, был предложен литой пластиковый корпус, в котором все детали крепились на своих местах. Такая мышь элементарно собиралась на конвейере. В итоге Apple получила надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха компьютеров Macintosh, вышедших на рынок в 1984 г.

Созданная по заказу Джобса мышь оказалась настолько удачной, что ее эксплуатация продолжалась без малого два десятилетия. Только во второй половине 1990-х годов в исследовательской лаборатории Agilent Technologies, принадлежавшей на тот момент Hewlett-Packard, была создана мышь нового типа оптическая.

Мышь с шаровым приводом.

Первое поколение оптических мышей было основано на использовании различных схем оптопарных датчиков с непрямой оптической связью. У всех этих датчиков был общий недостаток: на рабочей поверхности (коврике) должна была иметься специальная штриховка из линий, пересекающихся под определенным углом. Для некоторых моделей штриховка выполнялась невидимыми в обычном свете красками. Неудобства в эксплуатации были налицо: мышь приходилось держать в строгой ориентации относительно коврика, а сами коврики быстро загрязнялись и приходили в негодность. Заменить же их было непросто: рисунок штриховки у различных производителей не совпадал, а отдельно от мышей коврики не выпускались. В связи с этим широкого распространения модель так и не получила.

В 1999 г. начался выпуск оптических мышек второго поколения на базе микросхемы, содержащей фотосенсор и процессор обработки изображения. Удешевление и миниатюризация компьютерной техники позволили уместить все это в одном элементе. Фотосенсор периодически сканировал участок рабочей поверхности под мышью. При изменении рисунка процессор определял, в какую сторону и на какое расстояние сместилась мышь. Сканируемый участок подсвечивался светодиодом (обычно красного цвета).

Коврики для мышек предоставляют огромный простор для фантазии дизайнеров: разные формы, расцветки, рисунки...

В 2004 г. Logitech представила мышь MX 1000, использующую для подсветки поверхности не светодиод, а инфракрасный лазер. Преимуществом такой технологии является большая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что обеспечивает лучшую распознаваемость. Минусом является необходимость рассеивать пучок лазера, чтобы увеличить площадь захватываемой поверхности. Достигается это за счет установки дополнительных линз, а в результате растет стоимость.

В последнее время на рынке появилось немало новых моделей манипуляторов, в том числе и беспроводные мыши, пользующиеся большим спросом. Связь между мышью и подключенным к компьютерному порту приемным устройством может осуществляться двумя способами. Контакт при помощи инфракрасного излучения имеет существенный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешает работе.

Беспроводная мышь Logitech.

Более удобной является радиосвязь при помощи Bluetooth-соединения, которая позволяет отказаться от приемного устройства ведь большинство современных компьютеров оснащены Bluetooth-адаптерами.

Своеобразным ответвлением от оптических мышек первого поколения стали индукционные манипуляторы. Они идут в комплекте со специальным ковриком, который, питаясь от компьютера, создает небольшое электромагнитное поле, наводящее индукционный ток в катушке манипулятора. Особый процессор может отслеживать перемещение манипулятора в этом магнитном поле, передавая сигнал обратно к компьютеру. Такие конструкции, однако, довольно дороги, и чаще используются гибридные мыши, в которых от индукционного тока питается обычная оптическая система.

Функциональные возможностей мышек разных модификаций могут значительно различаться. Когда-то Энджелбарт планировал оснастить мышь пятью кнопками для всех пальцев, однако долгое время мыши были либо трехкнопочными, либо однокнопочными, как у Apple. При этом средняя кнопка использовалась очень редко и в конце концов была заменена на колесико для скроллинга (прокрутки текста). Тем не менее некоторые производители оснащают свои мыши дополнительными колесиками и кнопками. В конструкцию могут быть включены мини-джойстики и трекболы вращающиеся шарики, обеспечивающие скроллинг в любом направлении.

В 2009 г. Apple представила Magic Mouse первую в мире мышь с сенсорным управлением и поддержкой технологии мультитач. Вместо элементов управления в ней используется сенсорный тачпад, позволяющий при помощи различных жестов осуществлять нажатия, прокрутку в любом направлении, различные переходы и прочие действия. Появились также гироскопические мыши, которые распознают движение не только на поверхности, но и в пространстве, и мыши, которые можно использовать в качества пульта дистанционного управления (например, MediaPlay от Logitech).

Мышь Apple, модель Pro Mouse.

У стандартных офисных мышей есть экстравагантные родичи, предназначенные для любителей компьютерных игр. Эти более чувствительные устройства обладают дополнительными индивидуально настраиваемыми кнопками и нескользящей внешней поверхностью. А компания Logitech сделала попытку внедрить интерактивные мыши линейки iFeel, которые легкой вибрацией оповещали хозяина о различных событиях на экране, однако новинка пользователей не воодушевила.

Не просто мыши

Проектирование необычных мышек превратилось для дизайнеров в своеобразное соревнование. Так, конструкторы из Южной Кореи разработали надувную мышь JellyClick, электронная начинка которой умещается на небольшой гибкой пластине. В сдутом состоянии мышь можно свернуть до размера этой пластины, а провод с USB-разъемом пропустить через специальный держатель. А круглую гелевую Jelfin mouse можно использовать как стресс-болл мять и давить, снимая стресс от напряженной работы.

Одной из самых необычных моделей мыши является NoHands Mouse от компании Hunter Digital, управляемая... ногами. Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только более удобно по сравнению с обычными моделями мышей, но и позволяет избавиться от запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mous обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Одно время казалось, что прогрессивный сенсорный интерфейс отберет у мыши статус основного координационного устройства ввода. Однако выяснилось, что при длительной работе он более утомляет, поскольку руки приходится удерживать на весу. Поэтому мышь не собирается сдавать свои позиции, даже несмотря на то, что ее обвиняют в провоцировании болезненного синдрома запястного канала. Ведь новые эргономичные модели и рациональный режим работы позволяют использовать мышь с большей производительностью и комфортом.

Ровно 40 лет назад, 9 декабря 1968 г., на компьютерной конференции в Сан-Франциско в числе других инноваций Дугласом Энджелбартом (Douglas Engelbart) была продемонстрирована первая мышь. Одни компьютерные легенды гласят, что компьютерную мышь создали в лаборатории Xerox, другие - что мышь была создана по заказу компании Apple. На самом деле, компьютерная мышь, она же индикатор позиций x и y, она же компьютерный манипулятор , она же манипулятор типа мышь, «родилась» в 1964 г. Ее изобрел Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) из Стэнфордского исследовательского института.

«Госзаказа» на мышь не было, - она появилась как один из побочных продуктов при разработке Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция «оконного» интерфейса, и мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 г., а в 1964 г. был изготовлен первый действующий прототип (в одном интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 г.).


Первая компьютерная мышь представляла собой деревянную коробку ручной работы, внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление и величину перемещения устройства. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране.


9 декабря 1968 г. состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. А в 1970 г. Энгельбарт получил патент на «индикатор координат x и y для дисплейной системы».

Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он «только» изобрел мышь, а воплотил его идею в жизнь аспирант Билл Инглиш (Bill English; в мире много «биллов-инглишей», но след этого утерян, его биографические сведения скудны и отрывочны. С одной из немногих фотографий Билла Инглиша можно ознакомиться на «мышином сайте» виртуального музея Стэнфорда). Позднее Джеф Ралифсон (Jeff Rulifson, ныне руководитель VLSI Research Group в Sun Microsystems Laboratories) существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.

В архивах виртуального музея Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 г., в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и ее потрясающие для того времени возможности. Следующий «мышиный шаг» был сделан в 1972 г. в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энгельбарта: два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. Дизайн корпуса стал больше напоминать современную мышь.

До начала 80-х годов XX в. мышь все еще оставалась экзотическим устройством. В 1983 г. существовало около 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей . Часть этих компаний была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энгельбарта или PARC.

Кстати, мышь в те времена стоила недешево. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили около $400 (плюс около $300 за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Это объяснялось тем, что мышь имела достаточно сложное (и не очень надежное) механическое устройство.

Короче говоря, мышь, хотя и стала «официально признанным» периферийным устройством, но все еще оставалась уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не рядовых пользователей.

В 1979 г. компания Apple разрабатывала ПК Macintosh и Lisa. Решено было оснастить их мышами, и Стив Джобс заказал создание мыши - неприхотливой, надежной, с себестоимостью порядка $20-30 - дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. В результате мышь была существенно доработана: вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске появился большой резиновый шар, свободно катающийся в корпусе. Система колес и ненадежных электрических контактов сменилась оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Кроме того, было решено использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом, можно было отказаться от прецизионной обработки корпуса и ручной сборки, - теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере.

Можно сказать, что компьютерная мышь обрела популярность благодаря компьютерам Apple Macintosh, - а сама она, в свою очередь, стала одной из причин ошеломляющего успеха ПК Macintosh в 1984 г

Успешному старту в августе 1995 г. Windows 95 тоже в немалой степени поспособствовала мышь Энгельбарта.

Кстати, Microsoft ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 г., но позже (Билли, как всегда немного запаздывает, но вовремя спохватывается…), чем Apple, обратила внимание на возможности мыши при работе с «оконными» системами.

О названии мыши тоже ходят околокомпьютерные легенды, - что ее предлагали назвать, например, «жуком». Это легенды и не более того: во всех интервью - на вопрос о названии - Энгельбарт неизменно отвечал: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу, и мы никогда не меняли его».

В 1968 г. Энгельбарт получил за свое изобретение чек на $10 тысяч и весь гонорар внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик… 1 декабря 2000 г. Энгельбарт за все свои изобретения, включая изобретение компьютерной мыши, был награжден Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology) - одной из высших наград США для ученых за достижения в IT-сфере.

Сейчас Дуглас Энгельбарт мог бы быть более богатым и знаменитым чем Билл Гейтс, но, в отличие от последнего, он не по-американски скромен: сознательно «ушел в тень», и о нем мало кто вспоминает.

Конечно, про изобретателя компьютерной мыши не скажешь, что он беден, как церковная мышь, но и миллионов/миллиардов на своем изобретении он не заработал…

по информации из открытых источников

Компьютерная мышь: основные сведения

Такое комплектующее для компьютера, как мышка, известно в наше время всем и каждому. Ни на одном стационарном компьютере невозможно нормально работать без использования мыши. Такое ощущение, что она просто была и всё. Но это ощущение ошибочно, поскольку любые предметы и вещи кем-то изобретаются.

Кто является изобретателем компьютерной мыши?

Ходят разные слухи об изобретении мыши. По одной информации она была создана в лаборатории Xerox, другие легенды гласят о том, что заказ корпорации Apple явился виновником дня рождения “мышки”.

Ни то, ни другое в корне неверно. Изобретатель компьютерного манипулятора “мышь” - Дуглас Энгельбарт. Его инновация была продемонстрирована среди прочих на IT-конференции в Сан-Франциско. Случилось это зимой 1968 года.

В упомянутом году свет увидел уже готовый аксессуар. А в каком году была изобретена компьютерная мышь?



Первые мысли о том, чтобы создать подобное устройство, были у Дугласа ещё в 1951 году. Сама идея и её техническое воплощение приходятся на 1963 и 1964 года.

В то время Энгельбарт работал над своей операционной системой oN-Line System (NLS). Работа над этим программным обеспечением привела к концепции интерфейса “окон”. Создание мыши было побочной работой. Этот аксессуар позиционировался как один из возможных манипуляторов для того, чтобы работать с окнами. Идея мышки появилась годом раньше её изобретения, а в 1964 свет увидел первый работающий прототип этого устройства.



Почему мышь стала мышью? Никто этого не знает, и даже сам Энгельбарт признается, что не имеет ответа на этот вопрос. По его словам такое название аксессуара сразу прижилось, и впоследствии никогда не менялось.

Как же выглядело первое подобное устройство? Представьте себе деревянную коробку небольшого размера. Внутри неё находятся два колесика, расположенных перпендикулярно друг другу, а также кнопка, расположенная с внешней стороны мыши. Движение мыши по столу заставляет колесики катиться. Выполняя это несложное действие можно было узнать направление движение устройства, а также величину, на которое девайс был перемещён. Эти данные затем были преобразованы в перемещение курсора на экране монитора.

Мышка в то время была очень недешевым удовольствием. Компания “The Mouse House” выпускала подобные устройства, которые оценивались в $400. Ещё $300 нужно было заплатить за интерфейсную плату, к которой осуществлялось подключение мыши. Такая высокая стоимость была обусловлена достаточно сложным и не очень надежным механическим устройством мышки. Если короче - мышка стала официально признана, но по факту оставалась доступна лишь разработчикам новых компьютерных технологий. Рядовые пользователи были пока от неё в стороне по причине очень высокой стоимости и, как следствие, недоступности для них этого девайса.



Через 15 лет после изобретения мыши, компания Apple занималась разработкой Macintosh. В компании было принято решение оснастить эти компьютеры недавно изобретенными аксессуарами. Глава корпорации заказал создание мыши, себестоимость которой получилась на уровне $25. “Яблочное” устройство было существенным образом доработано: во-первых было принято решение отказаться от механической подвески - теперь большой резиновый шар свободно катался в корпусе. Колеса сменились колесиками со щелевыми прорезями, а электрические контакты - оптикой. Отказавшись от ручной сборки было решено использовать пластиковый корпус, каждая деталь в котором крепилась на своём месте. Таким образом был существенно упразднен труд человека - теперь мышку на конвейере мог собрать любой рабочий.

Устройство, изобретенное Энгельбартом, и разработка Macintosh повлияли друг на друга взаимно позитивно. Мышка стала популярной благодаря Apple, а сами “макинтоши” - за счёт того, что корпорацией было принято смелое решение (и, впоследствии, реализованное) об оснащении компьютеров мышкой.

В августе 1995 года стартовала вторая графическая операционная система от Microsoft - Windows 95. Изобретение Энгельбарта сыграло в успехе операционки немалую роль и в значительной степени способствовало её успеху.

После того, как демонстрация столь популярного в наши дни девайса прошла успешно, Дуглас получил чек за своё изобретение на сумму $10000. В начале 21 века Энгельбарта за его изобретения наградили Национальной Медалью технологий. Это считается в США высшей наградой ученым за их IT-достижения.

Дуглас мог бы сейчас иметь несметные сокровища и быть значительно богаче Билла Гейтса. Только не американская скромность того, кто изобрел мышь, повлияла на то, что он сознательно ушёл в тень. Сейчас мало кто знает, что именно Дуглас Энгельбарт в 1964 изобрёл то, чем пользуется весь мир уже в течение более чем полувека.

Есть такие предметы, без которых в буквальном смысле как без рук. Это устройство одно из них: редкий пользователь компьютера обходится без него. Имеется в виду манипулятор мышь (таково ее официальное название), предназначение которой преобразовывать механические движения пользователя в движения указателя-курсора на экране. Конечно, можно обойтись одной клавиатурой или сенсорными устройствами тачскрином и тачпадом, и все же работу за компьютером без мыши смело можно сравнить с ездой на велосипеде без педалей.

Почему мышь назвали мышью, есть две версии. Одни считают, что это имя ей дал изобретатель американский инженер Дуглас Энджелбарт, поскольку ее провод был похож на хвост (другое название «жук», связанное с формой корпуса, не прижилось). Другие уверены, что английское mouse «мышь» это аббревиатура от Manually Operated User Signal Encoder («управляемый вручную кодировщик пользовательского сигнала»). Сам Энджелбарт упоминал в интервью, что идея подобного устройства родилась у него в начале 1950-х годов, во время учебы в университете Беркли и работы в лаборатории по радарным установкам, принадлежащей NACA (будущему NASA).

Однако реализована эта идея была лишь в 1964 г., когда Энджелбарт, занимаясь созданием компьютерной операционной системы oN-Line System (NLS), рассматривал концепцию оконного интерфейса. Необходим был удобный манипулятор для указания объектов на экране при интерактивной работе с текстами. Энджелбарт и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных на начало 19б0-х манипуляторов, включая ножные, наколенные и проч.

Мышь Энджелбарта.

Д. Энджелбарт.

Ни один из уже существующих не удовлетворял требованиям ученых, и тогда на свет появилось довольно неуклюжее сооружение толстостенный деревянный коробок с крохотной красной кнопкой, неудобным «хвостом» под запястьем пользователя и большими металлическими дисками, которые поворачивались при движении устройства. Первую мышь собрал инженер Билл Инглиш, а программы для демонстрации ее возможностей написал Джефф Рулифсон.

NASA не оценило по достоинству ни операционную систему , ни прилагавшийся к ней манипулятор. Их посчитали излишне сложными, к тому же Энджел-барт никогда не умел представлять свои разработки с выгодной стороны, полагая, что грамотные люди и так разберутся. В 1968 г. он все же получил патент на «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Эта модель значительно отличалась от экспериментального образца, у нее было уже три кнопки, но все же до современной мыши ей было еще очень далеко.

После неудачи с системой NLS лаборатория Энджелбарта была закрыта. Инглиш перешел в исследовательский центр Xerox PARC, где увидели свет многие из современных компьютерных технологий, и продолжил совершенствовать мышь. В 1972 г. он получил патент на новую модель. Два больших диска Инглиш заменил одним подшипником, перемещения которого фиксировались с помощью двух роликов. Дизайн корпуса также стал больше похож на тот, к которому мы привыкли.

Б. Инглиш.

Трехкнопочная мышь. 1970-е гг.

Дальнейшая судьба мыши тесно связана с компанией Apple. Ее исполнительный директор Стив Джобе заказал разработку новой модели небольшой компании Hovey-Kelley Design. Задача была поставлена непростая: требовалось уменьшить стоимость изделия как минимум в десять раз, сделать мышь более надежной и простой в обращении. В результате стальной подшипник в сложной механической подвеске был заменен резиновым шаром, свободно катящимся в корпусе. Дорогостоящая система кодирующих дисков и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками с щелевыми прорезями. Кроме этого, был предложен литой пластиковый корпус, в котором все детали крепились на своих местах. Такая мышь элементарно собиралась на конвейере. В итоге Apple получила надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха компьютеров Macintosh, вышедших на рынок в 1984 г.

Созданная по заказу Джобса мышь оказалась настолько удачной, что ее эксплуатация продолжалась без малого два десятилетия. Только во второй половине 1990-х годов в исследовательской лаборатории Agilent Technologies, принадлежавшей на тот момент Hewlett-Packard, была создана мышь нового типа оптическая.

Мышь с шаровым приводом.

Первое поколение оптических мышей было основано на использовании различных схем оптопарных датчиков с непрямой оптической связью. У всех этих датчиков был общий недостаток: на рабочей поверхности (коврике) должна была иметься специальная штриховка из линий, пересекающихся под определенным углом. Для некоторых моделей штриховка выполнялась невидимыми в обычном свете красками. Неудобства в эксплуатации были налицо: мышь приходилось держать в строгой ориентации относительно коврика, а сами коврики быстро загрязнялись и приходили в негодность. Заменить же их было непросто: рисунок штриховки у различных производителей не совпадал, а отдельно от мышей коврики не выпускались. В связи с этим широкого распространения модель так и не получила.

В 1999 г. начался выпуск оптических мышек второго поколения на базе микросхемы, содержащей фотосенсор и процессор обработки изображения. Удешевление и миниатюризация компьютерной техники позволили уместить все это в одном элементе. Фотосенсор периодически сканировал участок рабочей поверхности под мышью. При изменении рисунка процессор определял, в какую сторону и на какое расстояние сместилась мышь. Сканируемый участок подсвечивался светодиодом (обычно красного цвета).

Коврики для мышек предоставляют огромный простор для фантазии дизайнеров: разные формы, расцветки, рисунки...

В 2004 г. Logitech представила мышь MX 1000, использующую для подсветки поверхности не светодиод, а инфракрасный лазер. Преимуществом такой технологии является большая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что обеспечивает лучшую распознаваемость. Минусом является необходимость рассеивать пучок лазера, чтобы увеличить площадь захватываемой поверхности. Достигается это за счет установки дополнительных линз, а в результате растет стоимость.

В последнее время на рынке появилось немало новых моделей манипуляторов, в том числе и беспроводные мыши , пользующиеся большим спросом. Связь между мышью и подключенным к компьютерному порту приемным устройством может осуществляться двумя способами. Контакт при помощи инфракрасного излучения имеет существенный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешает работе.


Беспроводная мышь Logitech.

Более удобной является радиосвязь при помощи Bluetooth-соединения, которая позволяет отказаться от приемного устройства ведь большинство современных компьютеров оснащены Bluetooth-адаптерами.

Своеобразным ответвлением от оптических мышек первого поколения стали индукционные манипуляторы. Они идут в комплекте со специальным ковриком, который, питаясь от компьютера, создает небольшое электромагнитное поле, наводящее индукционный ток в катушке манипулятора. Особый процессор может отслеживать перемещение манипулятора в этом магнитном поле, передавая сигнал обратно к компьютеру. Такие конструкции, однако, довольно дороги, и чаще используются гибридные мыши, в которых от индукционного тока питается обычная оптическая система.

Функциональные возможностей мышек разных модификаций могут значительно различаться. Когда-то Энджелбарт планировал оснастить мышь пятью кнопками для всех пальцев, однако долгое время мыши были либо трехкнопочными, либо однокнопочными, как у Apple. При этом средняя кнопка использовалась очень редко и в конце концов была заменена на колесико для скроллинга (прокрутки текста). Тем не менее некоторые производители оснащают свои мыши дополнительными колесиками и кнопками. В конструкцию могут быть включены мини-джойстики и трекболы вращающиеся шарики, обеспечивающие скроллинг в любом направлении.

В 2009 г. Apple представила Magic Mouse первую в мире мышь с сенсорным управлением и поддержкой технологии мультитач. Вместо элементов управления в ней используется сенсорный тачпад, позволяющий при помощи различных жестов осуществлять нажатия, прокрутку в любом направлении, различные переходы и прочие действия. Появились также гироскопические мыши, которые распознают движение не только на поверхности, но и в пространстве, и мыши, которые можно использовать в качества пульта дистанционного управления (например, MediaPlay от Logitech).

Мышь Apple, модель Pro Mouse.

У стандартных офисных мышей есть экстравагантные родичи, предназначенные для любителей компьютерных игр. Эти более чувствительные устройства обладают дополнительными индивидуально настраиваемыми кнопками и нескользящей внешней поверхностью. А компания Logitech сделала попытку внедрить интерактивные мыши линейки iFeel, которые легкой вибрацией оповещали хозяина о различных событиях на экране, однако новинка пользователей не воодушевила.

Не просто мыши

Проектирование необычных мышек превратилось для дизайнеров в своеобразное соревнование. Так, конструкторы из Южной Кореи разработали надувную мышь JellyClick, электронная начинка которой умещается на небольшой гибкой пластине. В сдутом состоянии мышь можно свернуть до размера этой пластины, а провод с USB-разъемом пропустить через специальный держатель. А круглую гелевую Jelfin mouse можно использовать как стресс-болл мять и давить, снимая стресс от напряженной работы.

Одной из самых необычных моделей мыши является NoHands Mouse от компании Hunter Digital, управляемая... ногами. Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только более удобно по сравнению с обычными моделями мышей, но и позволяет избавиться от запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mous обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Одно время казалось, что прогрессивный сенсорный интерфейс отберет у мыши статус основного координационного устройства ввода. Однако выяснилось, что при длительной работе он более утомляет, поскольку руки приходится удерживать на весу. Поэтому мышь не собирается сдавать свои позиции, даже несмотря на то, что ее обвиняют в провоцировании болезненного синдрома запястного канала. Ведь новые эргономичные модели и рациональный режим работы позволяют использовать мышь с большей производительностью и комфортом.


11.10.2017

Сначала я вам просто хотел показать кучу всяких старых мышек. Кто то бы удивился, а кто то вспомнил свое, родное! Потом решил немного все таки уделить внимание изобретателям этого устройства. Хотя вы все знаете эту историю, но все же … А потом уже пришлось показать вам некоторые новинки в этой сфере. Поэтому вместо поста «Старые мышки» пришлось написать «История манипулятора типа МЫШЬ»

Смотрим и читаем …

Большинству обладателей персонального компьютера вряд ли известно имя Дугласа Карла Энгельбарта. Однако это упущение не мешает практически 1 млрд человек ежедневно пользоваться его творениями, самое популярное из которых - компьютерная мышь.

30 января 1925 года близ Портленда, штат Орегое, в семье обычных фермеров-трудяг появился на счет мальчик. Мальчик как мальчик: пошел в школу, после нее поступил в местный университет, нацелившись на диплом инженера электрика. Но неожиданно грянувшая Вторая мировая война спутала все планы, определив молодого Дугласа на филиппинскую военную морскую базу радиотехником. Судьба уже определила путь далекого тогда от техники Дугласа, подсунув ему под нос журнал Atlantic Monthly с культовой статьей известного американского ученого в области IT и вычислительной техники Ванневара Буша «Как быстро мы способны мыслит» (As We May Think).

Автор статьи достаточно интересно рассуждал на тему отличия структуры человеческой памяти от внешних носителей информации. Он описал собственную гипотетическую фотоэлектромеханическую машину Memex, место которой скорее в научно-фантастическом фильме, нежели в нашей реальности. Однако изложенная теория одушевления неживой природы оказалась заразной, и Энельбарт всерьез задумался над перспективой использования сложнейшего армейского оборудования в мирной жизни.

Вернувшись с войны, Энгельбарт вернулся в родную alma mater за дипломом, откуда его забрали в лабораторию NACA (позднее NASA ) работать электротехником. Получив стабильный источник дохода, Дуглас окончательно перебирается в Калифорнию, где большую часть времени проводит на базе лаборатории. Оставшееся же время он посещает учебе в университет Беркли (это там где создали Free BSD ), по скольку понимает - идеи о создании искусственного интеллекта требуют серьезной научной основы.

В 1955 году он успешно оканчивает вуз со степенью жоктора наук в своей сфере и увольняется из NACA , чтобы приблизиться к своей мечте - быть ближе к компьютерам. Для получения нужных навыков доктор Энгельбарт становится правой рукой профессора электротехники университета. И в том же году его привлекают к многолетней работе над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансировалась военными. Нетрудно понять, что в стенах Беркли разрабатывали суперкомпьютер.

Через год он перебрался в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute) и тогда же впервые попытался поставить свои наработки на коммерческую основу. За последующие четыре года изобретатель запатентовал семь бистабильных газово-плазменных цифровых устройств и 12 магнитных девайсов. В частности те, что родились в ходе подготовки к получению докторской степени. Но продать их так и не удалось.

Не отчаявшись, Дглас вместе с инженером Хьюитом Крейном (Hewitt Crane) разрабатывает магнитные компоненты ЭВМ и проводит фундаментальное исследование феномена цифровых устройств и их потенциальной миниатюризации. Упорство и увлеченность Энгельбарта снова сделали свое дело. В Стэндфорде смягчились и помогли молодому ученому организовать собственную лабораторию и штат сотрудников, численностью достигающий 47 человек. Дуглас Энельбарт подвергает достаточно жестокому отбору людей, желающих принять участие в его проектах, неустанно повторяя: «Совершенствовать нужно не процесс, а частника процесса».

Сумасшедшая преданность ученого своему делу совершенно точно должна была привести к положительным результатам. Так и случилось - Дуглас расширил направления, по которым работает его лаборатория, известная в ту пору под названием Augmentation Research Center, и рабочую среду On-Line-System, или же NLS.

NLS - компьютерная система, включающая в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделенные экраны телеконференций, систему контекстной помощи.

Незадолго до этого Энгельбарт пишет статью под названием «Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта» (A Conceptual Framework for the Augmentation of Man’s Intellect), где описывает систему H-LAM/T (Human using Language, Artifacts and Methodoly, in which he is Trained (система повышения способностей человека посредством языка, артефактов и методологии)). Суть этого описания сводилась к тому, что в паре человек - машина пользователю отводиться роль ведущего (творческой составляющей), а компьютер выступает в качестве помощника (симбиоза динамических копонентов), усиливая природный интеллект человека.

В 60-е годы судьба благоволила нашему герою. Он позволил «золотопогонным» втянуть свою лабораторию в военный проект ARPANet, чем полностью развязал себе руки в финансовом отношении. Его метод подбора кадров лёг в основу организации команды вокруг первой распределённой компьютерной сети. Энгельбарт и его парни стали основными разработчиками ядра системы управления информацией, гарантирующего, что накопленные знания не будут утрачены и не станут недоступными вследствие несовершенства технологии управления форматами и протоколами. Именно тогда Дуглас предложил миру среду NLS (oNLine System), включающую в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделённые экраны телеконференций, систему контекстной помощи и многое другое. Увы, не смотря на очевидные достоинства, широкого распространения она так и не получила. Сетевые решения тогда казались нужными лишь узкому кругу трезво мыслящих учёных и генералов.

В то же время, совершенно неожиданно, всплеск общественного (но отнюдь не профессионального!) интереса к трудам лаборатории Энгельбарта проявился после демонстрации им на одной из технологических компьютерных конференций двух странного вида устройств, заменивших традиционное устройство ввода информации — клавиатуру. Под левой рукой докладчика покоился многокнопочный ёж, именуемый «аккордной клавиатурой» (chordal keyboard), а под правой — красавец на колёсиках из полированного дерева с коротким рядом кнопок по кличке «мышь» (mouse). «Аккордная клавиатура» позволяла осуществлять набор «одной левой», используя как отдельные клавиши, так и комбинации клавиш (по заверению посвящённых научиться этому не сложнее, чем «слепой» печати). Но настоящий фурор произвела неприметная «мышь» (или, на языке научного доклада, «индикатор позиций x и y»). С её помощью можно было манипулировать объектами по всей плоскости экрана.

Но давайте вернемся к ARPANet и мыши. Проект был уникален тем, что уже в то время (на дворе - 60-е!) содержал в себе систему контекстной помощи, электронную почту, телеконференции, гипертекстовые ссылки, редактирование текста в онлайновом режиме и оконный интерфейс. По сути, это была первая в истории работающая гипертекстовая система. Мэйнфрейм лаборатории Энгельбарта был вторым компьютером, подключенным к запождающейся тогда военной сети ARPANet - прямого прародителя современного Интернета.

Команде доктора было доверено создание ARPANet Network Information Center. И именно как побочный эффект проекта NLS на свет родился первый манипулятор, получивший название компьютерной мыши (или на языке научного доклада, « индикатор позиций X и Y «).

Это гениальное приспособление, без которого сейчас тормозится любой рабочий процесс на компьютере, разработали случайно. Просто существующие манипуляторы (джойстики, световые перья и клавиатура) замедляли процессы оконой среды, и Дуглас оперативно придумал дополнение, способное облегчить уже существующие процессы. Приспособление оказалось гениальной находкой!

И вот, при частичном финансировании NASA (в интересах космической программы), Дуглас и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных манипуляторов, включая ножные, наколенные и прочие. Так, в 1962 году на свет родился дикого (на сегодняшний день) вида монстр в деревянном корпусе. Первую мышь собрал Билл Инглиш (Bill English), а программы для демонстрации возможностей написал Джефф Рулифсон (Jeff Rulifson). Внутри устройства находились два металлических диска: один поворачивался, когда устройством двигали вперед, второй отвечал за движение мыши вправо и влево.

NASA же изобретение не оценило, так как для его работы требовалась гравитация, каковой в космосе нет. Однако несколько модифицированная мышь Энгельбарта в 1968 году была продемонстрирована группе инженеров. Мышь имела три кнопки одинакового размера. Я смог поместить только три, хотя мне хотелось, чтобы устройство имело 5 кнопок, по одной на каждый палец руки, говорит Дуглас.

Новая система NLS так и не получила широкого распространения, потому что идеи Дугласа показались военным чересчур новаторскими для того времени. Эгельбарт никогда не стремился к созданию простейших схем. Он полагал, что физически и психически здоровому человеку совершенного не нужно все «разжевывать» и класть в рот. Например, чтобы нормально работать с аккордной клавиатурой, пользователь должен был выучить мнемонический и 5-битный двоичный коды. Причем это самое простое, что нужно было сделать для работы с системой.

Вдобавок к этому Энгельбарт не умел продавать свои идеи. Но за одну ему все-таки заплатили. Десять тысяч долларов за устройство, без которого нормальная работа на компьютере пользователям во всем мире не представляется возможной. Весь гонорар ушел на первоначальный взнос за скромный домик вдали от роскошных вилл, заполонивших Силиконовую Долину.

Провал NLS стал началом конца лаборатории Энгельбарта. Сотрудники бежали от ученого, не забыв прихватить идеи своего гуру.

Позже разработка попала в исследовательский центр компании Xerox . . В частности, разработку мыши Билл Инглиш продолжил уже под крылом компании Xerox PARC . Исследователи компании изменили конструкцию мыши, и именно в исследовательском центре Xerox компьютерная мышь стала похожа на современные устройства. Два диска были заменены небольшим шаром и роликами. Компания Xerox впервые представила мышь как часть персонального компьютера Alto в начале 70-х. Впервые компьютерная мышь стала доступна обычным пользователям.

За счет того что устройство новых мышей отличалось от запатентованного Дугласом, с этим ничего нельзя было сделать. К тому же, в 1987 году срок патента истек, совсем чуть-чуть разминувшись с моментом, когда мыши в одночасье разбежались по планете стараниями компании Apple , Microsoft и IBM . В интервью Энгельбарт говорил, что Стэндфордский институт совершенно не понимал ценности, которую представлял патент на мышь. Доподлинно известно, что институт продал Apple лицензию на манипулятор по смешной цене 40 тысяч долларов.

Дальнейшая история компьютерной мыши связана с компанией Apple . Стив Джобс, исполнительный директор компании, заказал разработку упрощенной и более дешевой модификации мыши в исследовательском центре Пало Альто , планируя использовать манипулятор в персональных компьютерах Lisa . Тогда разработчики еще больше приблизили конструкцию мыши к ее современному виду, сделав ее разборной: можно было вынуть шарик и очистить внутренности устройства. Кроме того, из трех кнопок оставили только одну.

Отметим особо, что в 1981 году в Швейцарии появился современный мышиный гигант компания Logitech , продукцию которой под своим брэндом первоначально использовали Apple, Olivetti , Wang . Лишь к середине 80-х Logitech стала продавать мыши под собственной маркой.

Пока плагиаторы выжимали из его идеи миллионы, гений работал обычным служащим, посвящающим все свободное время семье. Ко всему прочему, у него сгорел дом, и в огне пропало все нажитое за годы, а сам Дуглас тяжело заболел. Он не любит говорить об этом периоде своей жизни и однажды даже назвал его «ссылкой в Сибирь».

Но даже загнанный в угол Энгельбарт не отказал человечеству в новых идеях. «Жить в этом мире становится всё сложнее. Поэтому каждый день мне приходится изобретать очередное колесо, призванное принести вам некоторое облегчение». Коллеги Дугласа называют это «нескончаемой революцией Энгельбарта». Однако «вяло текущее забвение» затянулось почти на четверть века. То там, то сям оживали идеи Дуга. В 80-х их охотно подхватывали джобсы-гейтсы. Меж тем Дуглас отсиживался в небольшой телефонной компании Tymshare, довольствуясь скромной зарплатой служащего. В 1984 компания была съедена крупным аэронавигационным конгломератом, которому неугомонный Энгельбарт (доставшийся новым владельцам в качестве бесплатного довеска) предложил от и до продуманную схему построения интрасети. Но тогда и слова такого «интрасеть» (intranet) никто не знал. Ответ руководства компании был ошеломляющим своей логичностью: «Этого нет даже в IBM или HP. На кой ляд нам это сдалось?» Дугу казалось, что он достиг дна бездонного колодца, из которого ему не докричаться ни до кого. В том же году врачи диагностируют рак. (- Господи, за что мне эти муки?! — Ну, не люблю я тебя.) Доведённый до отчаянья Энгельбарт начал борьбу за жизнь. Быть может ему всегда не хватало именно этого отчаянного остервенения. Впервые в жизни он поплыл против течения. И выжил. И заставил о себе вспомнить. Даже заработал что-то около миллиона долларов на старости лет в виде весьма престижных премий. Боюсь, это один из самых дорогих миллионов в истории развития компьютерных технологий. «Время жизни человека прямо пропорционально трудностям, которые он может себе позволить преодолевать. Я позволил себе немало». Журнал, недавно опубликовавший эту фразу Энгельбарта, заплатил ему за цитату больше, чем иной раз ему платили за очередное революционное изобретение.

В конце 80-х - начале 90-х про Дугласа неожиданно вспомнили и решили признать его заслуги и вклад в компьютерный прогресс. Награды посыпались на отчаявшегося изобретателя как из рога изобилия. Это позволило ему поправить плачевное финансовое положение и открыть некоммерческий проект Bootstrap Institute (Институт самосовершенствования), который по сей день существует на деньги властей и инвесторов. Организация объединяет представителей сферы IT с целью «формирования союзов и улучшения как своих организаций, так и самих себя».

А вот ещё одна знаменательная фраза. «Совершенствовать надо не процесс, а участника процесса», — любит говаривать старина Дуг. Представьте себе скольких врагов может нажить человек, позволяющий себе такие высказывания. Но Энгельбарт не ограничился словами, он разработал собственный стиль интеллектуального самосовершенствования, обозначив его как «bootstrapping» («шнуровка способностей», если угодно). Десять лет назад Дуглас организовал одноимённый общественный институт (Bootstrap Institute), доверив управление любимой дочери Кристине. Дети, как правило, наследуют интеллектуальные способности родителей. «Не имея ни гроша за душой, приходилось делиться с детьми: чем ни попадя». В любой области Энгельбарт терпеть не может «чайников», ему кажется отвратительной сама идея подстраиваться под чьи-то «хочу-не-хочу», если речь идёт о людях физически и психически здоровых. Его никогда не привлекали идеи создания «дружественных» систем. Людскую лень он считает величайшим злом на планете, поэтому напоследок старик мечтает модернизировать операционную систему человека.

Как уже говорилось, Энгельбарт не любит простых схем. Поэтому и его жизненная схема напоминала увлекательный фильм. Посвятив свою жизнь науке, он сумел сохранить землю под ногами и даже взрастить на ней плод - он не только отец компьютерной мыши, но и четверых детей. А ещё у него девять внуков.

А что же сегодня? Мы имеем два класса принципиально различных по устройству мышей механические и оптические. Иесли с механизмом работы первых знаком практически каждый, то об оптических технологиях стоит поговорить особо.

Итак, вкратце. Первая оптическая мышь была выпущена компанией Microsoft в 1999 году. А придуман этот вид мышей был в исследовательских лабораториях корпорации Hewlett-Packard . Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies , которое недавно полностью выделилось в отдельную компанию. Agilent Technologies, Inc. сегодня монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, и никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают и не выпускают. Работа мыши реализована следующим образом. С помощью светодиода и системы фокусирующих линз под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы процессора обработки изображений. Этот чип делает снимки поверхности под мышью и последовательно сравнивает их. Вот, собственно, и все.

Не так давно появилась мышь Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse , использующая не светодиод, а инфракрасный лазер для подсветки поверхности. Преимуществом такого подхода является существенно лучшая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что и обеспечивает лучшую распознаваемость. Естественный минус необходимость рассеивать пучок лазера (иначе будет захвачен слишком маленький участок поверхности). Как следствие, происходит увеличение стоимости конечного продукта за счет установки дополнительных линз.

Естественно, что с 1962 года конструкция мыши существенно изменилась, появилось множество моделей от различных производителей, существенно превосходящих предшественницу по своим функциональным возможностям.

Уже давно не ново колесо прокрутки. Его появление было обусловлено многими факторами, и, в первую очередь, появлением ОС семейства Windows . Совсем недавнее нововведение возможность наклонять колесо вправо и влево и, таким образом, производить скроллинг по вертикали и горизонтали. Такая возможность реализована все в той же MX1000 и некоторых других моделях.
Чуть дальше пошли разработчики из компании Cherry , установив на спинку мышки шарик (Cherry GLOBE ) на манер трекболов, речь о которых пойдет ниже. Вращая его пальцем, можно скроллировать окно в произвольном направлении. Ничем другим, однако ж, данная модель не примечательна.

Другим наиболее распространенным вариантом модернизации является установка дополнительных боковых кнопок. Такие модели мышек есть у всех без исключения производителей. Разница лишь в том, насколько удобно расположены дополнительные кнопки, и можно ли самому выбрать действие, выполняемое при нажатии.

Специалисты из A4Tech решили, что пользователь никак не обойдется без двух скролликов, которые и были установлены на место одного стандартного. Вторым колесом, как вы уже догадались, осуществляется горизонтальная прокрутка содержимого окна.
На волне моддинга всех без исключения компонентов ПК (появились даже светящиеся винтики) стали появляться мыши с различными подсвеченными частями. Например, это касается ряда мышек, выпускаемых под торговой маркой Genius , в частности, моделей WebScroll+Eye и WebScroll+ . Колесико прокрутки этих манипуляторов выполнено из полупрозрачного материала, а непосредственно под ним установлен красный светодиод, загорающийся при получении сообщений электронной почты таким образом мышь извещает пользователя о новых письмах, поступивших в его почтовый ящик.

Компания Logitech создала модель Media Play , которая работает еще и как пульт дистанционного управления. На корпусе мыши установлено огромное количество дополнительных кнопочек с подсветкой, которые позволяют контролировать настройку звука в системе и выполнять множество других мультимедийных функций.

Не прижились мыши с обратной связью. Еще в 2001 году вышла серия мышей Logitech iFeel (и ряд моделей других производителей). Мыши были оснащены механизмом обратной тактильной связи. Предполагалось, что это должно было обеспечить пользователю дополнительную помощь: мышь семейства iFeel способна вибрацией корпуса информировать о пересечении границ окон или кнопок. Идея действительно новаторская, но, как выяснилось, не очень практичная: менее чем через два года манипуляторы серии iFeel были сняты с производства.

И, наконец, самая необычная, на мой взгляд, модель NoHands Mouse от компании Hunter Digital . Это как бы мышь, которая управляется… ногами! Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только существенно более удобно в использовании по сравнению с обычными моделями мышей, но еще и позволяет избавиться от так называемого запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mouse обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Вот так вот, техническая мысль не дремлет.

История появления трекболов несколько более необычна, чем мышиная. Собственно, началась она примерно в то же время, в начале 60-х, и тоже при участии вездесущего NASA . Канадские специалисты работали на военно-морской флот Канады , и в ту пору некоторые из их разработок проходили испытания на кораблях на озере Онтарио . Однако разработка трэкбола, будучи не оцененной никем, незаметно вышла из военных структур. Британский и американский флот также не прониклись прототипом компьютерной мыши в достаточной для покупки прав на изобретение степени. Не обратив на себя внимания, трекбол несколько лет провалялся на полке, так как тогда не было никакой необходимости в такого рода устройстве. О нем вспомнили, только когда развитие компьютерной техники привело к необходимости создания устройства для управления и позиционирования курсора. Как заявил Том Крэнстон , один из создателей прототипа компьютерной мыши, в интервью газете Toronto Star , проблема заключалась в том, что трекбол был создан слишком рано. Идея трекбола появилась у Крэнстона и его коллег во время работы над созданием компьютеризированной сети радаров, по заказу военных. Трекбол был лишь небольшой частью этого проекта, однако он сыграл наиболее значительную роль.

Системе, над которой работали инженеры, требовалось устройство, с помощью которого оператор мог указать на точку на экране. В начале 60-х, во время работы над проектом, стандартными средствами управления были переключатели, кнопки и клавиатура. Система, создаваемая канадскими специалистами, включала один из первых в мире графических интерфейсов, и им было необходимо какое-то устройство, чтобы управлять жуком (bug так в ту пору называли курсор) на экране. Для устройства было решено использовать шар с гладкой поверхностью. Первым, что подвернулось инженерам, оказался шар для боулинга. С великой гордостью отмечается, что это был именно канадский шар для боулинга, так как американский шар, с несколько иной конструкцией, не подходил. Всего в рамках проекта были сделаны 9 трекболов, по два на каждый из 4 кораблей и один на наземную станцию.

Итак, трекбол мышка наоборот. Управление осуществляется не перемещением самого манипулятора, а вращением шарика в нужном направлении при помощи пальцев или тыльной стороной ладони. Обычно трекболы используются тогда, когда необходима очень высокая точность управления. Работа с трекболом требует намного меньше места по сравнению с мышью, а также позволяет не мучить запястье и избежать появления того самого синдрома. С другой стороны, научиться работать с мышью все же проще, а для игр трекбол не применим вообще.

Какие же они бывают? По аналогии с мышкой механические и оптические. Датчик регистрации перемещения механических трекболов не имеет принципиальных отличий от аналогичного узла механических мышей, за исключением местоположения шарика. Одним из существенных недостатков механических трекболов является необходимость в регулярной очистке шарика и осей датчиков перемещения, причем гораздо более частой, чем в случае механической мыши. Расположенный сверху шарик очень хорошо собирает пыль, да и руки пользователя, непосредственно соприкасающиеся с его поверхностью, также не всегда чисты. Кстати, именно по этой причине механические трекболы не смогли закрепиться в портативных компьютерах, уступив свои позиции более надежным (хотя и менее удобным) сенсорным панелям.

Fellowes Micro Track

Первыми решить проблему, связанную с утратой трекболом работоспособности при загрязнении шарика, сумели специалисты компании Logitech. Суть разработанной ими технологии Marble заключается в использовании шарика с рисунком из мелких черных точек (Marble по-английски означает мрамор) и установленного в корпусе трекбола неподвижного оптического сенсора, который с большой частотой делает снимки находящегося перед ним участка шарика, освещаемого светодиодом. Вычисление величины и направления смещения производится путем обработки последовательности изображений, так же как в оптических мышах. Во всех выпускаемых сегодня моделях трекболов Logitech используется технология Marble.

Помимо Logitech, собственную технологию оптического сенсора для трекболов IntelliEye разработала компания Microsoft. Внастоящее время, наряду с оптическими трекболами Logitech и Microsoft, на рынке присутствуют также более дешевые механические модели. Их, в частности, выпускают тайваньские компании А4Tech и Kye .

В отличие от мышей, разные модели трекболов могут существенно различаться по конструктивному исполнению. В трекболах классической конструкции шарик располагается по центру манипулятора в таком положении его можно прокручивать указательным, средним и безымянным пальцами либо тыльной стороной ладони. Однако сегодня можно встретить самые неожиданные конструкции: шарик может быть смещен в сторону или даже расположен сбоку (под большим либо под безымянным и указательным пальцами). Помимо унаследованных от мышей двух основных кнопок, современные модели трекболов зачастую оснащаются дополнительными органами управления колесиком прокрутки и дополнительными клавишами.

Некоторые производители выпускают гибридные манипуляторы, сочетающие в себе функции мыши и трекбола. В качестве одного из подобных примеров можно привести Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT . Фактически, это обычная мышь с расположенным между двумя основными кнопками небольшим трекболом. При помощи шарика можно управлять либо прокруткой содержимого окна (в горизонтальном и вертикальном направлениях), либо положением курсора. Переключение режимов производится посредством дополнительной кнопки, расположенной на корпусе манипулятора.

Maxxtro 4D Omni-scroll MUSOMNIOPT

Есть и совсем нестандартные конструкции, как, например, Fellowes Micro Track , который одевается на палец. Как утверждает производитель, устройство предназначено преимущественно для пользователей ноутбуков, не любящих стандартные средства ввода сенсорные панели и мини-джойстики. Огромный плюс заключается в том, что если обычному трекболу все-таки требуется поверхность, куда его можно положить, то управлять с помощью данной модели можно на весу.

Современные оптические трекболы Logtech

На корпусе трекбола находятся три кнопки, причем одна внутри кольца. Чтобы ее использовать, трекбол нужно упереть в ладонь. Она-то и дублирует левую кнопку обыкновенной мыши. К сожалению, устройство чисто механическое, а значит, его придется частенько чистить. Основная же проблема заключается в том, что с Fellowes Micro Track просто неудобно работать. При нажатии на внутреннюю кнопку происходит сокращение ладони и одновременно увеличивается диаметр отверстия, куда просунут палец. Трекбол начинает смещаться и выскакивать из руки, на какой палец ни одень. Так что дизайнерам еще есть куда совершенствоваться.

А вот еще движение вперед:

Конструкция компьютерной мыши получила свое дальнейшее развитие в модели Manhattan Stealth. Теперь мышь стала не только беспроводной, но лишилась еще и кнопок и колеса прокрутки…

Таким образом, у бесхвостого компьютерного грызуна больше нет никаких механических деталей. Вместо них на передней части «спинки» мыши расположена высокочувствительная сенсорная панель, по которой пользователь, в зависимости от требуемого действия, должен водить или слегка постукивать пальцем.

Девайс имеет эргономичный черный корпус с особым мягким покрытием SilkTouch. Оригинальная конструкция ножек гаджета обеспечивает плавное скольжение по большинству покрытий, а лазерная система позиционирования позволяет очень точно управлять курсором. В комплект поставки входит USB-ресивер, который поддерживает беспроводную связь на частоте 2,4 ГГц. Для обеспечения питания девайса используются две ААА-батарейки. Будет ли удобна она, новая мышь?..

источники

http://it-master.biz

http://www.marsiada.ru

http://scienceblog.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Во всём мире изобретателем компьютерного манипулятора или же первой компьютерной мыши справедливо считают Дугласа Энгельбарта. Однако, как и в случае с большинством изобретений, она не взялась из ниоткуда, и до того, как было придумано устройство, породившее современную мышь, уже существовало несколько подобных концепций, прототипов и вполне функционирующих устройств. Так что, если вы вдруг заинтересовались происхождением и историей этого помощника в навигации по вашей рабочей области, то найдёте в данной статье достаточное количество информации, которая, возможно, прольёт свет на возникшие у вас вопросы.

Первый трекбол

Прослеживая историю создания компьютерной мыши, стоит начать с одного британского инженера, изобретение которого было классифицировано как военная тайна и скрыто от общественности. Этот инженер был профессором Ральфом Бенджамином , который, работая в научном отделе военно-морских сил Великобритании, изобрел устройство, функционировавшее почти так же, как и трекбол, ещё в середине 40-х годов прошлого века. Согласно интервью с доктором Бенджамином, проведенном в 2013 году, ему поручили задание помочь с разработкой устройства под названием «Комплексная система отображения». Она являла собой раннюю версию ЭВМ, которая должна была рассчитывать теоретическую траекторию отслеживаемого самолета на основе входных данных пользователя.

Курсор на экране контролировался простым джойстиком, который, по мнению Бенджамина, мог быть значительно улучшен, и после некоторых доработок он придумал то, что назвал «roller ball ». Он функционировал почти также, как и стандартная механическая мышь, имея внешний шар, манипулирующий двумя прорезиненными колесами внутри, предназначенных для осей X и Y. Затем это движение было переведено на соответствующее перемещение курсора на экране.

Так почему же люди не считают, что именно профессор изобрел мышь? Кроме того, что устройства Бенджамина не было прародителем современной компьютерной мыши, оно являлось скорее её абсолютной противоположностью. Ведь вместо того, чтобы перемещать мышь, задействовав трение шара о рабочую поверхность, вы должны были поворачивать огромный шар вручную. Так что это была скорее вывернутая наизнанку огромная механическая мышка. И хотя устройство Бенджамина было более точным, чем джойстик, оно никогда не было реализовано, а из-за статуса военной тайны профессор не получил заслуженного внимания к изобретению, по сути, современного трекбола. И даже несмотря на новаторский характер устройства, он остается безвестной фигурой в истории компьютерной техники.

Вторая попытка

Аналогичное предыдущему устройство было разработано независимо от дизайна Бенджамина в 1952 году компанией Ferranti Canada , работающей по заказу Канадского совета по исследованиям в области обороны. Компании, помимо прочего, было поручено создать устройство ввода для компьютеров с бюджетом «около нуля долларов». Три инженера, работающие на Ferranti Фрэд Лонгстаф , Том Крэнстон и Кэньйон Тэлор , придумали идею использования шара, размещенного в специальном корпусе, который постоянно контактировал с четырьмя колесиками, расположенными вокруг него. Когда шар проворачивался в заданном направлении, движение колесиков переводилось в соответствующие движения курсора на экране.

Проще говоря, это была независимая «четырехколесная» версия трекбола доктора Бенджамина. Забавно, что в угоду низкого бюджета, с которым инженеры должны были работать, они не стали «изобретать велосипед». Вместо того чтобы проектировать трекбол с нуля, они просто использовали 16-сантиметровый шар для боулинга. Ну а в связи с тем, что устройство также разрабатывалось для военных, оно было покрыто пеленой секретности.

Видите ли, мышь Энгельбарта вообще не использовала шар, вместо этого два перпендикулярных колеса непосредственно касались для управления положением курсора. Несмотря на то, что дизайн этого устройства был довольно функциональным, его недостатком стало то, что одно колесо постоянно частично царапало поверхность стола. Однако, не будем опережать события.

Устройство Энгельбарта

Дуглас Энгельбарт разработал то, что считается прямым «предком» современной мыши в 60-х годах в рамках проекта по открытию наиболее эффективного способа взаимодействия с компьютером. Энгельбарт считал, что существующие устройства, используемые в то время (в основном клавиатуры и джойстики), были неэффективными. С помощью инженера Билла Инглиша он разработал портативное устройство, вмещающее два перпендикулярных колеса, движения которых контролировали курсор. По сути, принцип работы был тот же, что и у двух ранее упомянутых трекбольных устройств, но без шара и в куда более удобном для управления одной рукой размере.

Энгельбарт придумал концепцию этого устройства в 1961 году, а первый прототип был создан Инглишем уже в 1964 году. Позже, в 1966 году Энгельбарт и Инглиш к НАСА с просьбой финансировать исследование, с целью определения наиболее интуитивного и эффективного устройства ввода. Космическое агентство согласилось, после чего была проведена серия испытаний. Мышь оказалась наиболее эффективной, что удивило многих, даже создателей, так как она вообще не тестировалась до этого. А само название «мышь» прилипло к устройству в неопределённый момент, в ходе испытаний. Как отмечает Энгельбарт: «Причиной тому, скорее всего, послужил провод, идущий от задней части конструкции».

На осенней компьютерной конференции Joint, проходившей в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года, Энгельбарт представил мышку более чем тысячи инженеров-компьютерщиков в одной из самых влиятельных компьютерных презентаций всех времен, где также были презентованы и другие ныне широко известные разработки, вроде гиперссылок, видео связи, удалённого доступа и т.д.

Механическая компьютерная мышь и Xerox

Несмотря на публичный дебют мыши перед лучшими умами мира компьютерных технологий, роль Энджелбарта и даже сама монументальная презентация, которая сильно повлияла будущие десятилетий развития компьютеров, были в основном забыты. Как и многие другие изобретатели до него, Энгельбарт не получал особого признания. Это, несмотря на тот факт, что спустя несколько лет Инглиш продолжил разработки механической компьютерной мыши, которая использовала шар для управления положением курсора, что в последствии станет общим дизайном почти всех мышей, вплоть до появления оптических.

Помимо получения небольшого признания, за счёт того, что Энгельбарт и Инглиш работали в Стэндфордском исследовательском институте, когда разработали первую мышь, окончательный патент, который был предоставлен для неё в 1970 году, им не принадлежал. Таким образом, у создателей не было денег и прав на её изобретение. По сообщениям, Стэндфордский научно-исследовательский институт заработал немного денег с патента до того, как его срок истек в 1984 году, когда они лицензировали его для Apple.

Кстати, говоря об Apple, мышь, какой мы ее знаем сегодня, пришла к своему окончательному виду во многом именно благодаря Стиву Джобсу. Когда Джобс отправился в исследовательский центр, он ознакомился прототипом механической мыши, изобретенной Биллом Инглишем, который теперь работал на Xerox PARC . Джобс сразу увидел глубокий потенциал устройства. Как позже оказалось, Xerox продавали свой первый компьютер Xerox Alto вместе с этой мышью с 1973 года и позже комплектовали её с Xerox 8010 , выпущенным в 1981 году.

Однако «верхушка» компании, по-видимому, не правильно оценила, насколько инновационной была их система. Как отмечает Джобс: «Если бы Xerox знали, чем обладают, и воспользовались своими реальными возможностями, они могли бы быть такими же большими, как и I.B.M ., Microsoft и сами Xerox вместе взятые – крупнейшей высокотехнологичной компания в мире».

Мышь от Apple

Джобс, ошеломленный подобным отсутствием видения, отправляется назад в Apple, и заставляет свою команду полностью переосмыслить видение персонального компьютера компании, кардинально меняя свои планы, представляя оконную систему с мышью в качестве ключевого компонента. По словам Дина Хови, Джобс позже объяснил ему: «Мышь Xerox – это мышь, стоимость которой составляет $300, и она ломается в течение двух недель. Наша задача – изготовить аналог менее чем за $15. При этом он должен прослужить минимум пару лет, и я хочу пользоваться им как на ламинате, так и на джинсах». Затем Хови пояснил, что он скупил все шариковые дезодоранты (из-за самих шариков), а также маслёнку в качестве «корпуса». Это и было началом мыши от Apple. Что касается того, почему мышь Apple имела лишь одну кнопку, в отличие от других конкурентов (мышь Xerox имела три кнопки), здесь всё максимально просто. В компании посчитали, что управляться с таким диковинным и новым на то время устройством итак было морокой, поэтому сделать её простой и удобной было приоритетной задачей.

Первое появление Apple мыши было отмечено в комплекте с довольно спорным компьютером Apple Lisa . Эта первая мышь Apple, имевшая стальной шар для управления внутренними колесами для позиционирования. Вследствие, дизайн был переработан в очередной раз (с пришедшим на смену резиновым шаром) для более популярного компьютера Apple Macintosh, выпущенного в 1984 году, который стал одним из первых коммерчески успешных устройств для использования мыши. Microsoft также выпустила свою собственную мышь в 1983 году для ПК, в период между Apple Lisa и гораздо более известным Macintosh 128K , но именно последние впоследствии стимулировали более широкое внедрение мыши.

После успеха Macintosh другие компании последовали этому примеру, и мышь стала основным дополнением каждого персонального компьютера. Несмотря на многие предсказания, звучавшие в разные времена, что мышь пойдет по пути кассет и кнопочных мобильников, они всё ещё популярны и обретают различные формы и типы для предоставления наибольшего удобства и комфорта при взаимодействии с компьютером.

Оптическая мышь

Оптическая мышь была разработана примерно в 1980 году, наконец-то избавившись от шарика, который часто становился грязным от катания по поверхности рабочего стола, что, естественно, оказывало отрицательное влияние на работу мыши. В 1988 году был выпущен патент для оптической мыши, изобретенной Лизой М. Уильямс и Робертом С. Черри, которая должна была продаваться на коммерческой основе с продуктами Xerox, такими как Xerox STAR . Стоимость производства одной мыши составляла $17, а в продажу они поступали за $35. Несмотря на это, только в 1998 году оптические мыши стали коммерчески жизнеспособной альтернативой механическим мышкам и попали на массовый потребительский рынок. Это было достигнуто благодаря увеличению мощности обработки микроконтроллеров и сокращению затрат на компоненты.

И начиная с этого момента рынок контроллеров и манипуляторов стал развиваться стремительными темпами, равно, как и другие области техники и электроники. В 2004 году появилась первая лазерная мышь, позже в 2010 году были представлены такие устройства, как первая 3-D мышь, позволяющая свободно позиционировать курсор в объёмном пространстве, а также Microsoft Kinect , являющийся считывающим жесты устройством. Возвращаясь же именно к компьютерным мышам, мы ещё раз напоминаем, что современный рынок полон самых разных, проводных, беспроводных, геймерских и прочих моделей. А с рейтингами актуальных новинок в этой сфере вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделитесь ей