Контакты

Презентация на тему вирусы и бактериофаги. Презентация по биологии на тему "Вирусы и фаги" (10 класс). Строение бактериофагов. покоящаяся, внеклеточная, форма – вирион. внутриклеточная форма – вегетативная. вирион

«Бионика» - Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками: Такая технология может быть использована и для покрытия автомобилей. Основные направления работ по бионике охватывают следующие проблемы: Моделирование живых организмов. Сегодня бионика имеет несколько направлений:

«Изучение биологии» - Познание –это весь мир. Ошибки генов. Организмы должны постоянно приспосабливаться. Система манипуляций с отдельной или группой клеток многоклеточных животных и растений. Смерть нужна. У нас есть запрограммированный процесс смерти клетки- апаптоз. Секвенирование ДНК. Хотите знать больше? Полимеразная цепная реакция(ПЦР).

«Наука биология» - Значение биологии. Царства живых организмов. Бактерии Грибы. Что такое биология? Биологические дисциплины. Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Биология. Что изучает биология? Растения Животные.

«Молекулярная биология» - С.Бензер Эксперименты на бактериофаге Т4, поражающем кишечную палочку. Исследования на фагах кишечной палочке сальмонелле грибках. Ген. Классификация генов. Промотор эукариот. Молекулярная организация гена эукариот (схематически). Регуляторная часть гена. Промотор прокариот. Ген отвечает за развитие конкретного признака (один ген – один признак).

«Микробиология» - Гамалея Н. Ф. (1859 – 1949) русский советский ученый-микробиолог, эпидемиолог, врач. Морфологический период. Очистка окружающей среды от различных природных и антропогенных загрязнений. видео Луи Пастер. Современный световой микроскоп. Д. И. Ивановский (1863-1920). Период эмпирических знаний. Молекулярно-биологический метод.

«Биология как наука» - У цветковых впервые появился новый орган – цветок. Семена заключены в плод. Система биологических наук. 3. Стресс является защитной реакцией организма, позволяющей выжить в момент опасности. Описание большого числа видов живых организмов, существующих на Земле; 2). 4. Достижения биологии: 1). Важнейшие преобразования произошли в проводящей системе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока Вирусы, история открытия вирусов, их строение. Бактериофаги, их строение. Вирусные болезни, их профилактика. Видеофрагмент « Бактерии и вирусы». Тестовые задания по закреплению новой темы.

3 слайд

4 слайд

Описание слайда:

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИРУСА Начав свою борьбу против оспы и бешенства, Дженнер и Пастер ещё не знали, что имеют дело с совершенно необычными возбудителями, невидимыми в световые микроскопы. Впервые этот факт в отношении одного из вирусов точно установил русский ботаник Дмитрий Ивановский в 1892 г. Он искал возбудителя болезни табака, при которой листья растения становятся пятнистыми,- табачной мозаики. Ивановский процедил сок больного растения сквозь тончайший фарфоровый фильтр, не пропускавший бактерии. Но этот процеженный сок продолжал заражать другие растения! Позже было доказано, что возбудители и других болезней – бешенства, ящура, жёлтой лихорадки – также по своим размерам гораздо меньше самых небольших бактерий. Новооткрытые существа назвал вирусами (по-латыни означает «яд») в 1899 г. нидерландский ботаник и микробиолог Мартин Бейеринк. Среди вирусных заболеваний – грипп, энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся на поверхности клетки. Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают другие клетки.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Бактериофаги – пожиратели бактерий Особую группу представляют вирусы бактерий - бактериофаги, или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее. Тело фага кишечной палочки состоит из головки, от которой отходит полый стержень, окруженный чехлом из сократительного белка. Стержень заканчивается базальной пластинкой, на которой закреплены шесть нитей. Внутри головки находится ДНК. Бактериофаг при помощи отростков прикрепляется к поверхности кишечной палочки и в месте соприкосновения с ней растворяет с помощью фермента клеточную стенку. После этого за счет сокращения головки молекула ДНК фага впрыскивается через канал стержня в клетку. Примерно через 10-15 мин под действием этой ДНК перестраивается весь метаболизм бактериальной клетки, и она начинает синтезировать ДНК бактериофага, а не собственную. При этом синтезируется и фаговый белок. Завершается процесс появлением 200- 1 000 новых фаговых частиц, в результате чего клетка бактерии погибает.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ Вирусные болезни. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания многих сельскохозяйственных растений (мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов; скручивание листьев, карликовость, желтуху и др.) и домашних животных (ящур, чуму у свиней и птиц, инфекционную анемию у лошадей, рак и др.). Указанные болезни резко снижают урожайность культур, приводят к массовой гибели животных. Вирусы вызывают также многие опасные заболевания человека: грипп, корь, оспу, полиомиелит, свинку, бешенство, желтую лихорадку и др. В последние годы к ним прибавилось еще одно страшное заболевание - СПИД.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Краснуха Краснуха (лат. rubella) или 3-я болезнь - эпидемическое вирусное заболевание с инкубационным периодом около 15-24 дней. Это обычно неопасное заболевание, затрагивающее в основном детей, но оно может спровоцировать серьёзные врожденные пороки, если женщина заражается в начале беременности. Название третьей болезни происходит из времен, когда был составлен список болезней, провоцирующих детскую сыпь, в котором она перечислена третьей.

20 слайд

Описание слайда:

Ветряная оспа Ве́тряная о́спа, ветря́нка - острое вирусное заболевание с воздушно-капельным путём передачи. Обычно характеризуется лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью с доброкачественным течением. Источник инфекции - больной человек, представляющий эпидемическую опасность с конца инкубационного периода и до отпадения корочек. Возбудитель распространяется воздушно-капельным путём. Заболевают в основном дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Взрослые болеют ветряной оспой редко, поскольку обычно переносят её ещё в детском возрасте.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Бе́шенство (другие названия: рабиес устаревшее гидрофобия, водобоязнь) - инфекционное заболевание, вызываемое вирусом бешенства. Вирус бешенства вызывает специфический энцефалит (воспаление головного мозга) у животных и человека. Передаётся со слюной при укусе больным животным. Затем, распространяясь по нервным путям, вирус достигает слюнных желёз и нервных клеток коры головного мозга и поражая их, вызывает тяжёлые необратимые нарушения.

23 слайд

Описание слайда:

Различают природный тип бешенства, очаги которого формируются дикими животными (волк, лисица, енотовидная собака, шакал, песец, скунс, мангуст, летучие мыши) и городской тип бешенства (собаки, кошки, сельскохозяйственные животные). В Индии одним из основных переносчиков бешенства являются летучие мыши (3/4 случаев заражения людей от общей статистики заболеваемости бешенством). Случаи заболевания мелких грызунов бешенством и передачи вируса от них человеку практически неизвестны. Существует, однако, гипотеза, что естественным резервуаром вируса являются грызуны, которые способны длительно носить инфекцию, не погибая в течение нескольких дней после заражения.

24 слайд

Описание слайда:

Периоды болезни Болезнь имеет три периода Продромальный или начальный (период предвестников)Длится 1-3 дня. Сопровождается повышением температуры до 37,2-37,3 °C, угнетённым состоянием, плохим сном, бессонницей, беспокойством больного. Боль в месте укуса ощущается, даже если рана зарубцевалась. Стадия разгара (гидрофобия)Длится 1-4 дня. Выражается в резко повышенной чувствительности к малейшим раздражениям органов чувств: яркий свет, различные звуки, шум вызывают судороги мышц конечностей. Водобоязнь, аэробоязнь. Больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха. Период параличей (стадия зловещего успокоения)Наступает паралич глазных мышц, нижних конечностей. Тяжёлые паралитические расстройства дыхания вызывают смерть. Общая продолжительность болезни 5-8 дней, изредка 10-12 дней.

25 слайд

Описание слайда:

Диагностика Большое значение имеет наличие укуса или попадание слюны бешеных животных на повреждённую кожу. Один из важнейших признаков заболевания человека - водобоязнь с явлениями спазма глоточной мускулатуры только при виде воды и пищи, что делает невозможным выпить даже стакан воды. Не менее показателен симптом аэрофобии - мышечные судороги, возникающие при малейшем движении воздуха. Характерно и усиленное слюноотделение, у некоторых больных тонкая струйка слюны постоянно вытекает из угла рта.

26 слайд

Описание слайда:

Что делать, если вас укусили? Первое, что сделать необходимо, это немедленно промыть место укуса мылом. Мыть надо довольно интенсивно, в течение 10 минут.. Не нужно прижигать раны или накладывать швы. После этого нужно сразу же обратится в ближайший травмпункт, ведь успех вакцинопрофилактики бешенства сильно зависит от того, насколько быстро вы обратились за помощью к врачу. Желательно сообщить врачу в травмпункте следующую информацию - описание животного, его внешний вид и поведение, наличие ошейника, обстоятельства укуса. Далее следует провести курс прививок, назначенный врачом. И так пять или шесть раз. На время вакцинации и спустя 6 месяцев после нее необходимо воздерживаться от употребления спиртных напитков. Кроме того, если вы проходите курс вакцинации от бешенства, нельзя переутомляться, переохлаждаться или наоборот перегреваться. Во время прививок необходимо тщательно следить за состоянием здоровья. И при любых жалобах на ухудшение состояния, необходимо обратиться к врачу.

27 слайд

Описание слайда:

Профилактика Профилактика бешенства заключается в борьбе с бешенством среди животных: вакцинации (домашних, бездомных и диких животных), установлении карантина и т. д. Людям, укушенным бешеными или неизвестными животными, местную обработку раны необходимо проводить немедленно или как можно раньше после укуса или повреждения; рану обильно промывают водой с мылом (детергентом) и обрабатывают 40-70 градусным спиртом или настойкой йода, при наличии показаний вводят антирабический иммуноглобулин вглубь раны и в мягкие ткани вокруг неё, после местной обработки раны немедленно проводят специфическое лечение, которое заключается в лечебно-профилактической иммунизации антирабической вакциной.

28 слайд

Описание слайда:

СПИД- чума ХХ века СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита - эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов. Поражение системы клеточного иммунитета приводит к инфекционным заболеваниям и злокачественным опухолям. Организм становится беззащитным к микробам, которые в обычных условиях не вызывают болезни. Возбудитель болезни - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Геном ВИЧ представлен двумя идентичными молекулами РНК, состоящими примерно из 10 тыс. пар оснований. При этом ВИЧ, выделенные от различных больных СПИДом, отличаются друг от друга по количеству оснований (от 80 до 1 000).

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Его не видно, но он рядом. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в пять раз превышает изменчивость вируса гриппа и в сто раз больше, чем у вируса гепатита В. Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа. Более того, это свойство ВИЧ, по мнению ряда специалистов, ставит под сомнение саму принципиальную возможность создания эффективной вакцины для защиты от СПИДа. Одно из проявлений заражения человека вирусом СПИДа - поражение центральной нервной системы. Типичных симптомов, характерных именно для СПИДа, не выявлено.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Что такое ВИЧ и СПИД? ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. Он разрушает защитную (иммунную) систему, делает человека неспособным сопротивляться инфекции.Люди, зараженные ВИЧ, называются «ВИЧ-инфицированными». СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)- вирусное инфекционное заболевание, вызываемое ВИЧ-инфекцией. Заразившийся человек (носитель ВИЧ) не сразу заболевает СПИДом, в течении 10 лет выглядит и чувствует себя здоровым, но неумышленно может распространять инфекцию. СПИД быстрее развивается у тех носителей ВИЧ, чье здоровье ослаблено курением, алкоголем, наркотиками, стрессами и плохим питанием.

Бактериофаги (от лат.«phagos» - пожирающий) – вирусы бактерий, обладающие теми же характерными особенностями, что и другие вирусы. Характерные свойства фагов, как представителей царства Vira: фаги – неклеточные формы жизни содержат одну нуклеиновую кислоту – ДНК или РНК у них отсутствуют белоксинтезирующие системы и самостоятельный метаболизм облигатные внутриклеточные паразиты на генетическом уровне












Этапы продуктивной инфекции: 1я стадия. Адсорбция фага на чувствительной клетке. Происходит при наличии комплементарных рецепторов в клеточной стенке бактерий или на концах нитей фагового отростка. 2я стадия. Проникновение ДНК фага в бактериальную клетку. С помощью лизоцима осуществляется гидролиз участка клеточной стенки, чехол отростка сокращается и внутренний стержень прокалывает оболочку клетки. ДНК по каналу стержня проникает внутрь. 3я стадия. Внутриклеточное развитие фага. ДНК бактериофага направляет клеточные системы на биосинтез компонентов, необходимых для репродукции фагов. Сначала идет синтез «ранних белков» – ферментов, осуществляющих репликацию ДНК, а затем «поздних белков» – белков головки, отростка и т.д.


4я стадия. Морфогенез фага. Созревание фага - разобщенный процесс. Отдельно формируются головки фага: вокруг ДНК строится капсид. Независимо образуется отросток: формируется базальная пластинка, к ней прикрепляется внутренний стержень и одевается чехлом. Отдельно синтезируются нити отростка. Затем составные части фага объединяются, образуя вирионы. 5я стадия. Лизис бактериальной клетки и выход фага. Фаговый лизоцим гидролизует клеточную стенку и осуществляет лизис клетки. Бактериофаги выходят в окружающую среду.





Интегративная инфекция (лизогения) профаг ДНК фага включается в кольцевую хромосому бактериальной клетки. Во время деления клетки профаг (интегрированная ДНК фага) реплицируется в составе клеточного генома и переходит в следующие поколения бактерий. Бактериальная культура, инфицированная умеренным фагом, сохраняет жизнеспособность и становится лизогенной.. Фаговая конверсия: процесс изменения свойств бактерии, под действием дополнительного набора генов, внесенных профагом в клетку, с приобретением ею токсигенных свойств (например, появление способности к образованию экзотоксина у возбудителей ботулизма, дифтерии, скарлатины).




ИНДИКАЦИЯ И ВЫДЕЛЕНИЕ БАКТЕРИОФАГА. В основе - принцип совместного посева исследуемого материала и чувствительной к искомому фагу культуры бактерий – тест- культуры. Метод обогащения с «подсевом». 1) Исследуемый материал суспензируют и фильтруют.Фильтрат и гомологичную тест-культуру вносят в пробирку с МПБ. Инкубируют. 2) Содержимое пробирки освобождают от бактерий (центрифугирование, фильтрование). 3) Фильтрат засевают с тест-культурой на чашки с МПА. Инкубируют. На МПА на фоне роста бактериальной культуры появляются округлые пятна – негативные колонии фага.


Негативные колонии фага 4) Материал из пятна переносят в пробирку с МПБ, добавляют тест культуру, инкубируют. Фаги, размножившись в бактериях, вызывают их лизис и в пробирке получают фаголизат, содержащий множество фагов. 5) Фаголизат полностью освобождают от бактерий.


Применение бактериофагов. 1. Для диагностики инфекционных заболеваний. а) для определения видовой принадлежности выделенной культуры бактерий. б) для фаготипирования – внутривидовой дифференциации чистой культуры бактерий. в) с целью индикации возбудителя непосредственно в материале от больного с помощью РНФ (применяют редко).


Фаготипирование Основа метода Основа метода: с помощью типовых фагов дифференцируют культуры одного вида на основании их различной чувствительности к набору таких фагов, то есть выявляют фаготип, что позволяет выявить источник заболевания и пути его распространения. Фаготипирование S. typhi. Используют набор типовых Vi-фагов (А,B,C,D,E), каждый из которых лизирует культуры определенных фаговаров. Для типирования нужен фаг Vi-1, который лизирует все брюшнотифозные культуры, содержащие Vi- антиген, т.к. только такие культуры пригодны для постановки опыта.


Фаготипирование S. typhi. Постановка опыта: 1) Бульонную культуру засевают в виде капель на поверхность МПА. 2) На высохшие капли культуры наносят типовые Vi-фаги,а также фаг Vi-1. Инкубируют. 3) Проводят учет результата опыта: культура должна полностью лизироваться фагом Vi-1 и определенными типовыми фагами, что и позволяет определить ее фаговар (с помощью таблицы).


2. Для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Для лечения инфекционных болезней широко применяют антибиотики, но их неправильное использование вызывает осложнения. В качестве альтернативной терапии используют бактериофаги. Препараты бактериофага составлены из вирулентных бактериофагов широкого спектра действия, активных против антибиотикорезистентных бактерий. Их выпускают жидкими и лиофильно высушенными, в виде таблеток, кремов, мазей,свечей. Перед применением необходимо определить фагочувствительность возбудителя инфекции.


Наиболее употребляемые препараты бактериофагов. Коли- протейный (смесь фаголизатов P.vulgaris и P.mirabilis) Стафилококковый бактериофаг Бактериофаг псевдомонас аеругиноза Сальмонеллезный бактериофаг Бактериофаг поливалентный (смесь фаголизатов стафилококков, стрептококков, E.coli, P.vulgaris и P.mirabilis)


ТИТРОВАНИЕ БАКТЕРИОФАГА ПО МЕТОДУ ГРАЦИА 1,0 мл фага смешивают в пробирке с 0,5 мл бактериальной культуры и добавляют в эту же пробирку расплавленный МПА. Все содержимое выливают в чашку с МПА. Дают застыть верхнему тонкому слою и ставят в термостат. При встрече фага с бактерией, происходит лизис последней и образуется негативная колония фага. Такие негативные колонии затем подсчитывают для определения титра. Титром фага называют количество фаговых частиц в 1 мл препарата фага.


ФАГОТИПИРОВАНИЕ БАКТЕРИЙ ПО МЕТОДУ ФИШЕРА Испытуемую суточную бульонную культуру засевают на МПА, затем условно делят чашку на квадраты. В каждый квадрат наносят по одной капле различных фагов. После суточной инкубации в термостате отмечают квадраты, в которых отмечается лизис бактерий. Фаготип бактериальной культуры определяется типом лизирующего ее фага.

краткое содержание других презентаций

«Вирусы и бактериофаги» - Анализ строения вирусов. Схема размножения бактериофагов. Представители вирусных частиц. Фрагмент лекции. Что надо знать о СПИДе. Свойства вирусов. Можно ли убить возбудителя СПИДа. Цикл развития вирусов. Вирус табачной мозаики. Болезни растений. Клеточные структуры. Знания о специфической форме жизни. Строение вирусов. Контрольная работа по биологии. Вирусы и болезни. Какое влияние оказывает вирус.

«Царство «Вирусы»» - Материал. Строение бактериофага. Количество правильных ответов. Вирусные заболевания. Неклеточные формы жизни. Вирусы. Проверка знаний. Исходный уровень знаний. Строение вирусов. Царство Вирусов.

«Болезнь грипп» - 2 чайные ложки меда и 2 чайные ложки свежего свекольного сока. История вопроса. Симптомы гриппа. Частицы слюны, слизи, мокроты. Две разновидности. Лучшие капли от насморка. Формы гриппа. Гриппозная инфекция легко передается и через загрязненные руки. Профилактика. Экономический ущерб от гриппа. Как происходит заражение. Вакцинация. В России зарегистрирован ряд вакцин нового поколения. Народные средства.

«Вирусы в медицине» - Размеры вирусов. История открытия. Вирусы – неклеточные формы жизни. Прививка от оспы. Тип нуклеиновой кислоты. Основные подразделения вирусов. Вирус гепатита. Модель бактериофага. Вирус гриппа. Вирус герпеса. Этапы жизнедеятельности вирусов. Классификация вирусов. Модель вируса табачной мозаики. Вирус иммунодефицита человека. Вирус. Хронология открытия первых вирусов.

«Вирус СПИДа» - Карта распространения ВИЧ-инфекции. Стадия пре-СПИДа. Как бороться. Способы заражения. Ситуация в мире. Инфицирование. Разработка ДНК - вакцин. Синтез иРНК. Синтез вирусных белков. Схема строения вируса. Подавление интеграции. Вирус. Основные сведения. Развитие болезни. Синтез вирусной ДНК. Здравый смысл. Проникновение в клетку. СПИД. Путь борьбы. Лимфоцит. Боевой вирус. Органы человека. Жизненный цикл.

Понравилась статья? Поделитесь ей