Контакты

Научно-исследовательский проект "моя родословная"

Киреев Сергей ученик 10 класса МБОУ СОШ №21

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только сво­его отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо(дерево) рода, художест­венно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Проблема изучения истории своей семьи и в современной ситуации является одной из самых значимых.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: составить родословное (генеалогическое) древо

моей семьи.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Изучить методику составления генеалогического древа;

Провести опрос моих родственников и собрать необходимую информацию;

Проанализировать жизненный путь представителей моего рода;

Систематизировать и оформить генеалогическое древо семьи

Объект исследования: родословная моей семьи.

Методы исследования: поисковый, описательный, метод анализа и

обобщения, анкетирование

Материал для исследования:

1) анкеты учащихся

2) материалы домашнего архива

3) фотографии семейного альбома, архивные документы

5) знакомство с программой составления родословной

Скачать:

Предварительный просмотр:

средняя общеобразовательная школа №21городского округа город Шарья, Костромской области

ул. Октябрьская, д. №17

Конкурс - "Без истока нет реки".

Направление исследования - Родословие.

Тема работы

"Моя родословная.

Генеалогическое древо семьи Киреевых".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21, 9 а класс

Научный руководитель:

Буракова Любовь Николаевна

учитель географии МБОУ СОШ №21

Кострома 2014год

Введение

«Человеку важно знать свои корни отдельному человеку, семье, народу тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Без прошлого невозможно не понять хорошо, не оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины – одно целое: Земная кора и корни, глубоко уходящие в землю.»

Василий Песков

На уроке истории я получил задание написать сообщение о своей родословной, но при проверке данных работ на уроке, я столкнулся с проблемой незнания учащимися моего класса истории своего рода. Для меня это стало мотивом к более подробному изучению генеалогического древа своей семьи. Результаты анкетирования учащихся 8-10 классов школы подтвердили незнание респондентами своих корней. Учащиеся не знают своих предков, затрудняются назвать имя своей прабабушки, но у всех есть желание узнать больше об истории своего рода. (Приложение 1)

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо(дерево) рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Проблема изучения истории своей семьи и в современной ситуации является одной из самых значимых.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: составить родословное (генеалогическое) древо

моей семьи.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

Изучить методику составления генеалогического древа;

Провести опрос моих родственников и собрать необходимую информацию;

Проанализировать жизненный путь представителей моего рода;

Систематизировать и оформить генеалогическое древо семьи

Объект исследования: родословная моей семьи.

Методы исследования: поисковый, описательный, метод анализа и

обобщения, анкетирование

Материал для исследования:

1) анкеты учащихся

2) материалы домашнего архива

3) фотографии семейного альбома, архивные документы

4) материалы сайтов:

Www.redut.ru

www.familygifts.ru

www.geno.ru

http://www.homearchive.ru/other/o0089.html

5) знакомство с программой составления родословной

Выполнение работы началось в ноябре 2010 года со сбора и изучения информации по выбранной теме: понятиями родословная, генеалогия, генеалогическое древо, фамильный диплом, родословная семьи. К важными этапам работы можно отнести- знакомство с публицистическими статьями по данной теме и методиками составления генеалогического дерева, выбор электронной генеалогической программы, подбор текстов их корректировка,

Работа в сети Интернет, создание презентации

Основная часть

1.Что такое родословная

Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево, или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает свою родословную

Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей (существ) от других сущностей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека.

Родовое (генеалогическое) дерево Родословное или генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки - «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными

Генеалогическим или родословным древом занимается генеалогия (родословие)

Родословная – ваше наследство, ценность которого никогда не устареет и может быть приумножена потомками. Родословную им не придется делить, напротив, она будет объединять их, служить важным жизненным ориентиром, на самом деле повысит Ваш вес, упрочит статус и создаст реальный имидж в сообществе.

В последние годы в нашей стране заметно возрос интерес к генеалогии и семейной истории. Причина проста: раньше зачастую было опасно заниматься своей родословной, да и возможности такой не было. Архивы на запросы частных лиц не отвечали, да и в семьях старшее поколение старалось не говорить на эту тему. Само понятие "родословная" стало связываться с породами собак и кошек. И вот открылись архивы, стало не стыдно за предков-дворян, предков-купцов, да и узнать, что твои предки были "кулаками", "врагами народа" или белогвардейцами стало совсем не страшно. Возникли Историко -родословные общества, стала издаваться специализированная литература. Теперь уже стало неудобно говорить в приличном обществе, что не интересуешься своими предками. Также как до революции лучшая часть общества – дворяне знали о своем родословии, так и теперь преуспевающему, состоявшемуся человеку, стало важным знание об истории своих предков. Знание родословной стало непременным атрибутом культурного человека.

Родословная книга – будущая летопись рода, которая будет передаваться из поколения в поколение

2. Зачем знать свои корни и происхождение предков

В последнее время наблюдается увеличение интереса к истории своего рода. Что же происходит сейчас с обществом? Почему люди с большим интересом и рвением начинают углубляться в свои истоки?

Конечно же, у этого есть свои обоснования. В каждой отдельной семье и в каждом отдельном случае найдутся более конкретные причины, чтобы объяснить это движение. Но основных причин две.

1. Люди хотят знать свою историю, потому что хотят заполнить существующие «пустоты» в своей родословной . .. Надо сказать, построение своей родословной (мы чаще говорим - генеалогического древа) процесс крайне увлекательный и захватывающий. Стоит только начать участнику группы собирать свою историю, он заряжает этим интересом всю свою родню.

2 . Еще одна тема, которая часто звучит рядом с понятиями – род и сила рода – это получение поддержки, некоторого ресурса от своего рода . Очень часто причиной обращения к истории своего рода является запрос на получение энергии, силы, веры в себя, для того, чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни. Таким образом, отвечая на вопрос «Зачем искать и знать свои корни?», возникает ответ – затем, чтобы хорошо жить в дне сегодняшнем, чтобы не повторять ошибок предков, чтобы пересмотреть старые устои и сделать свою жизнь свободной и счастливой.

3. Методика проведения исследований

Исследование в генеалогии – это поиск всей доступной информации о предках. оно основывается на сборе данных, изучении различных генеалогических документов, систематизации информации. Информацию можно собрать по одной линии, например, линии отца –в этом случае поиск данных будет проводиться по линии отца, деда и отцовской линии, прадеда и отцовской линии и так далее, насколько позволит схоронившаяся архивная информация. Так же исследование можно провести по двум линиям, например отца и матери, четырем (бабушек, дедушек) восьми линиям (прабабушек и прадедушек).

В истории каждой семьи как в капле воды отразилась история России со всеми ее взлетами и падениями, войнами и революциями. И мои предки тоже были свидетелями и участниками жизни "старой" России, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического и культурного богатства нашей страны.

(Приложения 10-14)

Выполнение работы началось в ноябре 2010 года со сбора и изучения информации по выбранной теме: понятиями родословная, генеалогия, генеалогическое древо, фамильный диплом. К важными этапам работы можно отнести - знакомство с публицистическими статьями по данной теме и методиками составления генеалогического дерева, выбор электронной генеалогической программы, подбор текстов их корректировка, работа в сети Интернет, создание презентации в программе Microsoft Power Point.

Изучение истории семьи я проводил по плану:

1. Сбор информации о предках моего рода.

2. Изучение вспомогательных источников (фотографии, справки, доку-

менты и др.).

4. Изучение мест проживания предков.

5. Систематизация и оформление документов.

Первый этап - тщательное изучение домашнего архива.

В архивах моей семьи, своих бабушек и дедушек я нашел старые семейные бумаги - документы, письма и фотографии. Все они дали мне первичную информацию о том, кто были и как жили мои ближайшие предки. Старые бумаги я рассортировал, сделал их копии. Мне повезло, т.к. ещё живы старшие родственники, которых я смог расспросить о них самих и обо всем, что сохранила их память.

На втором этапе работы мне пришлось обратиться к печатным источникам информации, которые я нашел в библиотеках. И, конечно, много полезной информации я получил в сетях Интернет. Я познакомился с энциклопедиями и другими справочными изданиями, с краеведческой литературой, с географическими картами.

И, наконец, пройдя первые два этапа, мне пришлось обратиться за информацией в архивы, как в центральные, так и в местные, и начать работать там, рассылать запросы по поводу интересующих меня родственников. Большинство архивов имеют путеводители по своим фондам, с которыми можно ознакомиться или в библиотеках, или в самих архивах. Во многих архивах имеются также именные и систематические каталоги, которые раскрывают содержание хранящихся там документов и помогают найти нужное архивное дело.

Для начала многие авторы советуют начертить самую простую генеалогическую схему, в которой графически показаны родственные связи между Вами и Вашими ближайшими предками. Схемы бывают нисходящие (от общего предка ко всем его потомкам) и восходящие (от себя к предкам) (Приложение 2,3)

Например, Вы знаете имя и отчество Вашего деда по отцу и можете легко построить простейшую "нисходящую" родословную схему. Вверху схемы Вы пишите имя Вашего прадеда, от него спускаетесь на "следующий этаж" и вписываете имя деда, от него вниз - имя Вашего отца и наконец, в самом нижнем ряду пишите свое имя. Чаще всего в начале работы"глубина" такой схемы составляет всего два-три поколения. По мере накопления материала в схеме будут появляться все новые и новые имена и поколения, родственные связи, биографические сведения. Об одном надо помнить особо: родословная схема создается для одного рода. Когда женщина из этого рода вышла замуж, генеалогически она "ушла" в другой род, и ее потомство обычно не показывается в создаваемой родословной схеме. Что бы не запутаться в информации опытные генеалоги советуют завести "персональные карточки" на каждого из известных родственников. Досье может включать в себя примерно такой набор сведений:

1. Фамилия, имя, отчество (для женщин, состоявших в браке, ее девичья фамилия).

2. Дата и место рождения и крещения (для лиц, родившихся до 1918 года, и при этом надо помнить про новый и старый стиль!).

3. Вероисповедание (православный, католик, протестант, магометанин, иудей). Особенно актуально знание данного вопроса для лиц, рожденных до отделения церкви от государства в 1918 году.

4. Дата и место смерти, место захоронения (желательно выяснить,

сохранилась ли могила и при возможности сделать фотографию надгробия, особенно если на нем указаны даты жизни).

5. Сословная принадлежность для родившихся до ноября 1917 года (из дворян такой-то губернии, из купцов, мещан или ремесленников такого-то города, из духовного сословия, из крестьян, из казаков…).

6. Наличие недвижимого имения (поместье, дача, дом, огород…): какое, где, в какие годы.

7. Место службы (работы), чины, должности, награды. Профессиональные достижения (опубликованные труды, имеющиеся изобретения). Все в хронологической последовательности.

8. Место жительства (в хронологической последовательности): губерния (область), город, уезд (район), волость (сельсовет), все в соответствии с административно-территориальным делением на нужный период времени.

9. Дата и место вступления в брак (место венчания или гражданской регистрации брака); добрачная фамилия и происхождение супруга. Время и место рождения детей.

10. Иконография (для дореволюционных фотографий важно заметить, в каком городе и у какого фотографа сделан снимок).

11. Все выявленные Вами свидетельства о данном человеке (письменные и устные воспоминания, письма, открытки, дневниковые записи…). На первых порах большинство этих пунктов будут невыясненными, но со временем "белых пятен" станет значительно меньше.

После сбора сведений о происхождении, преемстве и родстве Вашего рода и фамилии встаёт вопрос, как же донести до потомков эту уникальную информацию. Существует несколько способов оформления генеалогических документов:

Генеалогическое древо; Родословная книга; Фамильный диплом.

Фамильный диплом – это информация о происхождении фамилии,

В дипломе научно изложено, как и почему образовалось родовое имя, каковы

его языковые и культурно исторические корни.

Генеалогическое древо Оформляется на основании результатов генеалогического исследования

Фамильный диплом Создается на основании изучения происхождения рода, проведения документальных изысканий, изучения данных в различных источниках. Книга является художественным изложении о родословии

Моя родословная составлена по восходящему типу.

Я рассмотрел свое родство, начиная с 19 века, до 7 колена. Начало родословной было положено в станице Зольской Ставропольского края.

Представленная работа – результат весьма кропотливого труда, требует терпения и настойчивости. (Приложение 4)

История происхождения фамилии моего рода.

Меня заинтересовала история моей фамилии. Ведь слово «фамилия» означает «семейство», общесемейное имя. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1. Примерно в 1066 году стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Фамилию тоже можно назвать семейной реликвией.

Изначально фамилия "Киреев" произошла от тюрско- индоевропейского слова (прозвище "керай" у тюрских народов означало "герой"). Еще как один из вариантов происхождения фамилии "Киреев", необходимо отметить большую вероятность ее истоков от фамилии потомков крымского хана Хаджи - Гирея: "Гирей" - "Кирей (Керай)"- Киреев. Безусловно одно: слово (в дальнейшем- фамилия "Киреев") имеет древнее индоевропейское происхождение. попавшее сначала в группу тюрских языков ("Керай", "Гирей"), а затем видоизменившееся в русском языке. Важно помнить, что данные признаки не отображают какие-либо личные качества владельца фамилии.

Мои предки сохранили до нынешних дней очень ценную для нашего рода реликвию - фамильный герб. (Приложение 5) На гербе изображены рыцарский шлем и щит. Шлем обозначает принадлежность к дворянским и военным родам. Щит поделён на четыре части. В верхней левой части изображена книга и две шпаги – обозначает принадлежность к правящим кругам. В верхней правой части изображены пальма и флаг. Пальма обозначает то, что наш род пришёл с южных земель, флаг – опять же, принадлежность к военному сословию. В нижней половине щита изображена лошадь – принадлежность к казачьему роду и полумесяц, повёрнутый острыми концами к Западу и задней стороной к Югу, что символизировало своеобразный щит – защиту Запада от Юга (набегов кочевников).

Заключение

Выводы:

1.Благодаря этим исследованиям, я научился работать с большими объёмами информации, научился ее обрабатывать, систематизировать, научился строить генеалогические древа разных типов.

2. Попрактиковался в составлении и анализировании генеалогических таблиц, освоил электронные генеалогические программы.

3. В результате работы было составлено родословное древо моего рода, исследована история моей фамилии.

4. Узнав больше о жизни своих предков, я увидел, что происходили они из самых разных слоёв населения, однако большая часть из них были военными. Вот уже сто лет (а может и более) наш род наравне с другими охраняет покой нашей Родины. Лично меня это заставило задуматься о том, как построить свою жизнь в будущем.

5. Проект еще не завершен. Мне хотелось бы больше узнать об истории фамильного герба нашей семьи.

Мой проект можно назвать семейным, потому что большую помощь в моей работе мне оказали мои родители Киреева Лариса Николаевна и Киреев Михаил Анатольевич.

Информационные ресурсы:

1. Несколько советов начинающему генеалогу [Электронный ресурс] Ре-

жим доступа: http://www.homearchive.ru/other/o0089.html. - Загл. с экрана.

2. Составление родословной [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.eurolab.ua/encyclopedia/505/4284. - Загл. с экрана.

3. Родословная [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.the-family-

4.http://livemem.ru/articles/zachem_znat_svoju_rodoslovnuju.html (Электронный ресурс)

Кондратенко Ю. - семейный системный психолог, автор и ведущая групп "История моего рода ".

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся школы 7-11 класса

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия?

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки?

Много ли вы знаете о своих предках?

Хотите ли вы узнать о своей родословной больше?

Приложение 2

Нисходящее родословие

В основании будет наиболее дальний

Родственник, а в кроне его потомки.


Восходящее родословие

Приложение 3

Стволом обозначено лицо чью

родословную составляют, разветвлением – родители

этого лица, более мелкими ветвями – дедушки и бабушки и т.д.

  • Мужские
  • Смешанные


Генеалогическое древо моего рода. Приложение 4

Фамильный герб моего рода. Приложение 5

Герб семьи Киреевых

Понравилась статья? Поделитесь ей