Контакты

Россия в Napoleon Total War. Самый полный обзор Napoleon: Total War В napoleon total war позволит

Еще до своего выхода Napoleon: Total War привлекла к себе немало внимания игроков. Сказать, что игроки давно мечтали увидеть игру об эпохе Наполеоновских войн – это ничего не сказать!

После успеха первой по-настоящему «огнестрельной» игры Empire: Total War, выход игры про Наполеона казался логичным продолжением для разработчиков, и они решились на этот шаг, благодаря чему, игроки получили возможность стать участником самых ярких событий конца 18-го, начала 19 века!

Napoleon предлагает игроку вариант игры, который можно было бы смело назвать 5 в 1.

Игра состоит из пяти модулей:

  • Обучения.
  • Компании Наполеона.
  • Сражения Наполеона.
  • Компания Коалиции.
  • Пользовательские сражения.

Ко всему этому, еще прилагается Игра по сети. Согласитесь, итого получается немало! Есть чем занять себя долгими вечерами.

Теперь поговорим об этих пунктах отдельно.

О бучающая игра в Наполеон Тотал Вар.

Обучалка в меню игры стоит отдельным пунктом, но на самом деле она относится к разделу Компании Наполеона .

Эта обучающая мини компания рассказывает о начале пути к своему величию, Бонапарта.

Обучающая компания построена таким образом, что пройдя ее вы и сами того не заметив поймете все тонкости игры: военную, экономическую, политическую составляющую.

Даже если вы хорошо знакомы с играми серии Тотал Вар и считаете что сможете разобраться в игре без обучения, все равно советую вам, пройти обучающую компанию.

Она не только познакомит вас с нововведениями игры но и доставит немало удовольствия.

Компании Наполеона.

Эта компания, кроме Обучалки, состоит из еще трех мини компаний:

  1. Италия.
  2. Египет.
  3. Европа.
  4. Ватерлоо.

Италия .

Эта компания рассказывает о тех днях, когда Наполеон командовал армией в итальянском походе. Компания состоит из очень интересных миссий.

Египет.

Это одна из самых экзотических компаний Наполеона. В ней присутствуют интересные фракции: кроме традиционной Франции и Британии, на полях сражений вам также встретятся Мамелюки, Бедуины и Османская империя.

Компания рассказывает о тех временах, когда Бонапарт пытался завоевать Египет и ближний Восток. Но как вы знаете, там имела свои колонии Британская Империя, поэтому Наполеону пришлось сражаться не только с местными армиями региона, но и противостоять мощи британцев.

В это компании очень интересная карта, в которой есть не только города и провинции, но и пустыни, в которых лучше надолго не задерживаться, так как из-за жары ваша армия начнет терять солдат.

Европа.

Эта часть игры посвящена войне Наполеона против Коалиции из сильных европейских держав того времени которых не устраивала захватническая политика Бонапарта.

Ватерлоо.

Ватерлоо – это дополнительная мини-компания, она состоит из знаменитой битвы при Ватерлоо.

Компании Коалиции.

О Компании Коалиции я отдельно писал в . Поэтому в этом обзоре, упомяну ее лишь вкратце.

В Компании Коалиции игроку предстоит принять участие за одну из стран, которые объединились в коалицию, чтобы противостоять Наполеону:

  • Австрийская Империя
  • Британская Империя.
  • Российская Империя.
  • Королевство Пруссия.

Каждая из этих держав, очень подробно проработана, к тому же хоть их всего четыре, они все настолько разные, что вам будет из кого выбирать.

Сражения Наполеона.

Также в игре игрок может поучаствовать в самых знаменательных битвах Наполеона Бонапарта – для этого есть отдельная часть игры, Сражения Наполеона.

Это 10 реальных исторических сражений, каждое из которых занимает особое место в учебниках истории.

Вашему вниманию предлагаются следующие баталии:

  • Бородинская битва.
  • Битва при Дрездене.
  • Аустерлиц.
  • Битва при Линьи.
  • Битва Ватерлоо.
  • Лоди.
  • Битва у Арколе.
  • Трафальгарское сражение.
  • Нильское сражение.
  • Битва у пирамид.
Пользовательские сражения.

В этом типе битв, игрок сам может настраивать такие возможности как:

  • Страну, за которую он желает провести битву.
  • Количество других участников битвы (ботов под управлением ИИ).
  • Набор войск своей армии и армии противника.
  • Погодные условия битвы.
  • Поле битвы.
  • Тип битвы (полевое сражение, осада, морское сражение).
  • Условия победы.
  • Уровень сложности.

Теперь, когда я рассказал вам, дорогие друзья, обо всех доступных игровых модулях игры Napoleon: Total War, продолжу обзор, рассматривая каждую составляющую игры, более детально.

Два режима.

В игре, традиционно присутствуют 2 режима:

  1. Стратегический режим
  2. Тактический режим.

Стратегический режим — это игра на огромной карте, на которой находятся фракции. На этой карте вы управляете своими провинциями и передвигаете войска. Из этого экрана вам доступны меню политики, дипломатии и торговли.

Игра происходит пошагово — после сделанных действий игроку необходимо закончить ход.

Тактический режим. В тактическом режиме вы может участвовать в сражениях на суше и на море. В этом режиме происходят битвы в которых игрок, управляет своими юнитами используя команды и иконки отрядов. Это и есть тот режим, за который все так любят игры серии Тотал вар 🙂

Фракции.

В игре присутствует множество фракций, но не все из них играбельные.

Игрок может управлять следующими фракциями:

  • Франция.
  • Россия.
  • Пруссия
  • Британия.
  • Австрия.

Остальные фракции неиграбельные, но они будут выступать в роли ваших врагов, или союзников, или останутся нейтральными. Еще стоит добавить что не все эти фракции будут присутствовать на карте с начала игры, некоторые из них появятся со временем и их появление привязано к исторической дате возникновения или к событиям в игре. Среди них есть достаточно много интересных стран и образований, таких как:

  • Сицилия.
  • Османская империя.
  • Сардиния.
  • Мекленбург.
  • Датско-норвежская уния.
  • Ба́ден-Вю́ртемберг.
  • Ольденбург.
  • Белорусская рада.
  • Литовско-курляндское княжество.
  • Украинская держава.

Как видите, набор фракций в Napoleon: Total War просто огромен. Каждая фракция обладает своими определёнными особенностями и набором юнитов, что делает игру очень разнообразной.

Время в игре.

Сделаю небольшое лирическое отступление в нашем обзоре и скажу несколько слов об игровом времени.

Чаще всего разработчики в играх серии Total War, делают один игровой ход равняется шестью или трем месяцам. Но так как действия игры Napoleon: Total War происходит в определённый сжатый период времени, для того чтобы растянуть его на большее количество ходов, разработчики приняли решение сделать один ход равным двум неделям.

Таким образом игроку предстоит сделать за год, 26 ходов. Или 260 ходов за десять лет. Согласитесь, что бы проиграть 10 игровых лет, придется потратить немало реального времени 🙂 А это, конечно же гарантирует не один вечер увлекательной игры.

Реализм .

Разработчики продолжают делать игру более реалистичной во многих аспектах. Например, ваши солдаты от длительных походов будут уставать, и у них будет падать боевой дух. На армии влияют климатические условия, в которых они находиться. От жары или от холода солдаты будут нести так называемые «небоевые потери».

Также разработчики улучшили физику артиллерии, разрушения зданий и т.д. Все это, не может не радовать.

Население.

На населения ваших городов влияет большое количество разнообразных факторов:

  • Политическая ситуация.
  • Налоги.
  • Количество солдат в гарнизоне.
  • Культура и культурные объекты.
  • Реформы.
  • Правительство (Кабинет министров) .
Кабинет министров.

На пункте «Кабинет министров» остановимся в обзоре отдельно. Эта фишка, перекочевала в Наполеон из Империи Тотал Вар.

Кабинет министров влияет на общее состояние вашей фракции, с помощью своих дополнительных бонусов и умений. Например, министр может поднимать на несколько процентов доход от налогов или уменьшить коррупцию и т.д.

Вы имеете возможность как и в Empire отправлять того или иного министра в отставку. Следите за эффективностью их работы и если вас чем-то не устраивает министр меняйте его на другого.

Дипломатия.

В игре Наполеон Тотал Вар очень широко представлена дипломатия. Через дипломатическое меню, вы имеете следующие возможности:

  • Заключать торговые договора.
  • Улучшать отношения с помощью даров.
  • Заключить союз.
  • Объявить войну.
  • Начать переговоры по присоединению другой фракции.
  • Создавать коалиции.
  • Вводить эмбарго.
  • Разрешать или требовать право прохода.
  • Торговать технологиями.
  • Давать или требовать платежи.
  • Вести переговоры по отдельным областям.

Полководцы.

В Наполеон Тотал Вар адмиралы и генералы ваших армий имеют еще большее значение на конечный итог битвы, чем когда либо в играх Тотал Вар до этого. Теперь влияние генерала на солдат во время битвы можно увидеть – так как, вокруг генерала образуется специальная зона его влияния. У всех кто попадают в эту зону, повышается боевой дух, улучшаются параметры боя и стрельбы.

Берегите своих генералов. Помните, если генерал погибнет, это деморализует ваши войска.

Также генералам были добавлены особые возможности, которые действуют определённое время, их нужно использовать с умом. Включения такого умения в нужный момент, может перевернуть исход всего боя.

Агенты в Наполеон Тотал Вар.

С каждой новой игрой серии, агенты играют все более значительную роль, а их возможности становятся шире. Napoleon: Total War не стала исключением. Вот краткий обзор того что можно сделать с помощью агентов:

  • Убить вражеского персонажа.
  • Проследить за предвидением армии врага.
  • Взорвать постройку в выбранном городе.
  • Затормозить наступление армии противника на несколько ходов
  • Получить полную информацию об армии соперника.
  • Похитить технологию другой фракции.

За каждое успешное действие, ваши агенты получают новые навыки, лучше всего агентов раскачивать постепенно, поручая ему сначала легкие задания для повышения уровня. Хорошо раскаченный агент, способен нанести урон не меньший чем это сделает целая армия!

Персонажи.

В этой игре игроку встретиться реально существующие исторические личности. Они в игре играют особую роль. Боле того, собой они олицетворяют ту или иную фракцию.

Эти персонажи настолько важны для игры, что их нельзя убить. Если персонаж погибнет в битве, он не исчезнет навсегда. Он будет тяжело ранен и появиться в столице фракции где должен будет находиться, один штрафной ход, после чего вы снова сможете его использовать.

Игре доступны такие исторические персонажи как например:

  • Наполеон Бонапарт.
  • Герцог Веллингтонский.
  • Михаил Кутузов.
  • Людвиг Австрийский.
  • Герцог Тешенский.
  • Гебхард фон Блюхер.
Краткий обзор сражений в : Total War .

В этой игре игроку доступны разные типы сражений которые традиционно можно разделить на три категории:

  • Сражения на суше
  • Сражения на море
  • Осады.

Благодаря улучшенным эффектам, сражения стали еще более зрелищными чем в империя Тотал вар. Кроме использования артиллерии пехоты и конницы, игроку доступны разные интересные умения юнитов.

Большую роль в полевых сражениях, по-прежнему играет местность и ее особенности. Для того чтобы рассчитывать на успешный итог, нужно грамотно расставить войска в начале боя с учетом всех особенностей поля сражения.

В баталиях на морях и океанах, тоже произошли изменения, теперь кроме парусных кораблей, в боях могут принимать участия:

  • Паровые корабли.
  • Ракетные суда.
  • Броненосцы.

Лично мне показалось, что морские сражения, стали более сложными чем даже в Empire. Но это мнение субъективно, потому что, я не очень люблю морские баталии 🙂

Также теперь чинить корабли можно во время боя, для этого есть специальная функция.

Технологии.

Технологии, влияют не только на постройки или возможности юнитов, они еще взаимосвязаны с общественным порядком и экономикой. Например какие-то из технологий повышают общественный порядок, какие-то напротив – понижают и даже могут подтолкнуть народ к реформам или революционным изменениям.

Также технологии могут принести немалую прибыль, так как ими можно торговать.

Краткий обзор торговли в Napoleon: Total War.

Колониальная система торговли, которая была в Империи, изменена. Теперь вы больше увидите колоний на американском континенте, этого континента в игре вообще нет. Зато осталась карта факторий с помощью которых вы можете торговать различными ресурсами.

Также большую роль играют ваши торговые партнеры. Длительная торговля с одной и тоже фракцией, постепенно увеличивает доход от торговли.

Торговля в игре не статичная, а «живая». Цены на одни и те же товары, могут несколько раз меняться, что требует от игрока проявление гибкости.

Музыка .

Музыка в игре прекрасно подчеркивает дух и эпоху. Многие из треков запоминаться и их хочется слушать снова и снова. Кстати музыка для игры была записана с помощью Словацкого национального оркестра, под управлением известного дирижера Ника Рейна.

Мультиплеер.

Сейчас практически невозможно встретить игру без Мультиплеера. Наполеон Тотал Вар не стал исключением, в этой игре есть возможность играть по сети.

Сетевая игра позволяет вам сражаться с живыми игроками, одновременно может участвовать до 8-ми игроков, а при нехватке живых соперников их место могут занять боты.

А еще разработчики, наконец-то услышали молитвы миллионов игроков 🙂 В игре теперь есть возможность играть в мультиплеере на стратегической карте!

В этом режиме, вы можете сыграть с живым игроком в любую из доступных в игре компаний.

Критика без критики.

Наполеон относиться к тем играм, которым повезло быть хорошо принятой как критиками, так и игроками. И одни и вторые отметили улучшенную физику, новые возможности гейплея, улучшенную графику и отлично проработанную карту. Это безусловная заслуга разработчиков.

Итог Обзора.

Хоть игра Napoleon: Total War выросла на базе Империи, она сама по себе самодостаточна. Это еще один шаг вперед к реалистичности боев, экономики и дипломатии. Разработчики, безусловно, учли прежние ошибки, а новых ошибок допустили совсем немного. Так что игра придется по вкусу всем фанатам серии Тотал Вар и любителей качественных стратегий.

«Быстрее, выше, сильнее» — девиз олимпийского движения. Аналогичный подход проповедует The Creative Assembly. Серия Total War недосягаема для конкурентов, но разработчики неустанно совершенствуют ее. Это касается и полновесных продуктов, и аддонов. После появления Barbarian Invasion играть в Rome стало неинтересно, Kingdoms по всем параметрам превзошла Medieval 2 . «Мы вложили в Napoleon в четыре раза больше сил и средств, чем в BI », — хвастает папа Total War Майк Симпсон . Здорово! Только почему же одной рукой они дают, а другой забирают?

Круговая подтяжка

Три одиночные кампании предлагают повторить путь великого полководца. Разбив врагов в Италии, Наполеон отправляется в Египет воевать с бедуинами и мамелюками, а потом пытается поставить на колени Европу. Крошечная по меркам Empire карта, ограниченное число участников, урезанные возможности (в Италии отсутствуют исследования, в Африке заблокирована дипломатия) — не об этом фанаты мечтали долгими зимними вечерами.

Сотрясать основы никто, к счастью, не решился. Как и год назад, мы гоняем армии по долам и весям, отстраиваем инфраструктуру, двигаем науку и запугиваем соседей. Десятки мелких, но неизменно важных деталей разделяют Napoleon и Empire . Французы, заплутавшие в песках, страдают от зноя и жажды, под Москвой — проклинают мороз. Необходимо совершать марш-броски, не задерживаясь на открытой местности без крайней нужды. Один ход занимает две недели; в непролазных сугробах можно потерять половину войска, и переждать непогоду на мягком диване не выйдет — над ухом тикает неумолимый таймер. Не выполнили историческую миссию за установленное количество ходов — начинайте заново. Нечто подобное было и раньше, однако тут авторы перегнули палку. Нет ничего хуже, чем замереть в шаге от цели.

Изменился механизм пополнения отрядов. Если армию ведет генерал, потрепанные подразделения постепенно восстанавливаются; расположенная неподалеку казарма или военный склад ускоряют процесс. Когда линия фронта передвинется, логично будет переоборудовать тот же самый склад в рынок, а при контратаке — переделать обратно. Хотя, учитывая пассивность AI, последний вариант маловероятен. Наверное, компьютерных диктаторов смущают новые правила. Прежде нашей целью было объединение мира под единым флагом. В Napoleon все хитрее: захватив город, можно разграбить его, вызвав недовольство населения, цивилизованно оккупировать либо освободить, создав протекторат, который регулярно платит дань. Сумма, правда, смехотворная. Остается идти путем бандита из известного анекдота: «пять старушек — рубль».

Что-то посущественнее из бедолаг не вытрясти. Доработанная дипломатическая система предназначена для общения с равными. Заключив альянс, потребуйте от союзника вступить в идущую войну или разорвать отношения с определенным государством. Провал переговоров — не повод впадать в отчаяние. Агенты тоже способны повлиять на расклад сил в регионе. Шпионы научились саботировать вражеское войско (совсем как скауты-индейцы из Warpath Campaign ), джентльмены — повышать лояльность сограждан и провоцировать народные волнения за рубежом.

Конечно, победы все равно куются саблями и штыками. Но и здесь не обойтись без смекалки. Ни в коем случае нельзя пренебрегать засадами — глобальная карта напичкана укромными уголками. Стоит завести бойцов под полог леса, и они исчезнут из поля зрения противника. Если поблизости проходит дорога, по которой рекруты выступают на передовую, считайте, что вы нашли идеальное место. Под перекрестным артиллерийским огнем враги тают, точно снег под ярким весенним солнцем.

На тактическом уровне — еще одна порция сюрпризов. Морально-психологическое состояние личного состава уже не тайна за семью печатями. Над каждым отрядом висит полоска, позволяющая мгновенно увидеть последствия картечного залпа или удара в тыл. Прояснилась роль военачальника. Вокруг него очерчена сфера влияния, и возле опытного лидера подчиненные чувствуют себя увереннее. Слово командира творит чудеса, увеличивая меткость или останавливая отступление. Приходится летать по полю брани и совать нос в самые опасные заварушки. Надо ли говорить, чем это чревато для здоровья? Смерть не властна лишь над Наполеоном и некоторыми ключевыми персонажами. Получив порцию свинца, VIP отбывает на лечение в столицу.

В погоне за функциональностью разработчики не забыли и о графике. Попрощайтесь с армией клонов! Отныне в неподвижных рядах трудно высмотреть «близнецов». Освещение и погодные эффекты доделаны, взрывы более зрелищные, повсюду скачут лошади без всадников… А вот морские просторы оценят не все. Можно покорить половину мира, так и не сняв с вешалки адмиральский мундир. И зачем нам тогда плотники, грудью закрывающие пробоины, и смешные «первобытные» пароходики? Технический прогресс лишил баталии былого очарования. Корабли с дымящими трубами плавают против ветра, течений и рифов нет — налицо явное упрощение. Да и уместность под вопросом. В наполеоновских войнах корабли с паровыми двигателями не участвовали, а первый военный «парусник с винтом » сошел на воду в аж 1850 году.

Служили два товарища

В мультиплеере свои перестановки. Режимы знакомые, но «фракции» теперь существенно различаются. У одних мощная пехота, другие ставят на кавалерию, и т. д. Очень привлекательно выглядит Россия. Наши солдаты обучены хуже, чем английские или французские, зато артиллерия — вне конкуренции. Дальнобойные гаубицы заставляют неприятеля сразу перейти в атаку. Сначала бомбы, потом шрапнель… Только обычные ядра не впечатлили. Частенько я замечал, как попавшие под раздачу бойцы поднимались и продолжали топать дальше. С выходом Napoleon закончилась эпоха легких драгун, безраздельно правивших в Empire . Стандартные мушкеты бьют на те же 80 у.е., а штыки надежно защищают от наскоков. Характеристики юнитов поменялись, тактика прежняя: впереди бегут снайперы, следом маршируют «линейки», на флангах ожидают своего часа гусары…

Увы, восторг не вечен. Пехотинцы разучились стрелять шеренгами — воюет первый ряд, остальные нерешительно переступают с ноги на ногу, готовясь исполнить бессмысленный танец «fire & advance». Не исключено, что так авторы добавляют ценности ближнему бою, хотя способ дикий — из разряда «давайте выколем глаз, чтобы не болел». Да и проблема-то надуманная. Когда в Empire я играл за гуронов, сопернику-европейцу, предпочитавшему традиционные методы ведения войны, оставалось лишь молиться. Краснокожая орда сносила все на своем пути.

Есть и объективные недостатки. Стрелки не умеют адекватно прикидывать «line of fire», с неизменным удовольствием всаживая пули в холмы и барханы. Клавиша «insert» помогает взглянуть на мир глазами одного из солдат, но в горячке боя эта полумера не спасает. Кроме того, через препятствие можно перекинуть гранату. Правда, эффект нулевой. Гренадеры из могучей силы превратились в каких-то дурачков с китайскими петардами — много дыма, много шума, мало жертв. Впрочем, по-настоящему меня доконали босоногие гавроши-революционеры (в классических матчах они неактивны). Изучая предрелизную версию, я был уверен, что отсутствие сапог — забавная ошибка. Оказалось, так и задумано.

Интерфейс тоже далек от совершенства. Нельзя посмотреть статистику или пинг другого игрока, нельзя обновить список серверов. В качестве компенсации — долгожданные «drop-in battles». Достаточно щелкнуть мышкой, и вместо битвы с бестолковым AI мы получим противостояние с реальным оппонентом (при условии, что стороны равны, а в сети найдутся желающие). Ну и, конечно, полноценные многопользовательские кампании на двоих — TCA твердит о них уже битый год. Пока обладатели лицензионных копий … Ограничившись рамками наполеоновских войн, разработчики уничтожили ощущение масштаба и значительности. Раньше мы управляли империей, сегодня строим куличики в песочнице. И это прогресс?

Вступление

Вступительный ролик к игре Napoleon Total War меня полностью разочаровал. В этом видео мы можем увидеть Наполеона Бонапарта, выглядящего скорее как фюрер без усов, который ведёт повествование о своих завоевательных подвигах на фоне криков и стонов солдат. После того, как я прочитал множество статей о личности Наполеона, у меня сложилось впечатление, что это был человек, достойный восхищения, с огромными амбициями и, добившийся всего благодаря своему упорству и настойчивости. Личность, которую я увидел на своём экране, отнюдь не смотрелась как великий завоеватель.
Но вскоре моё негодование исчезло. Передо мною открылась прекрасная картина. Ролик перенёс меня к морскому берегу, где на боку лежал Британский флагманский корабль «Виктория». Корабль выглядел как раненый кит, а вокруг него сновали французские солдаты. Наполеон приказывает сжечь судно, и в пламени огня, охватившего судно, вы понимаете, что Великая Армия высадилась на берег Великобритании. Указатель на камне указывает, что до Лондона всего 54 мили. Игра с самого начала задаёт высокую планку.

Кампания Napoleon Total War

Если вы играли в Empire: Total War, то сам процесс прохождения кампании будет для вас делом привычным.
Карта кампании охватывает всю Европу, от Уральских гор до Северной Африки, включая Палестину. Стратегическая карта выглядит очень красиво, она прекрасно нарисована и включает множество визуальных эффектов, например, смену лета на зиму и т.д. Города, форты и корабли нарисованы в 3D. Агенты, генералы (вместе с армиями) обозначаются маленькими фигурками, которые различаются по виду в зависимости от региона. Для каждой фракции есть свой набор флагов для каждого вида государственного строя. В игре представлены не только такие большие государства, как Франция или Россия, но и маленькие страны, например, Дания и Саксония.
Нажав на город или армию, в небольшом окне, которое находится внизу экрана около мини-карты, вы увидите подробную информацию о выбранных войсках или городе. В зависимости от того, что вы выбрали, вы получите исчерпывающую информацию о постройках, которые можно возвести в городе, о том, какие отряды вы можете нанять, а также вы сможете узнать общее состояние вашей армии. На карте также отображаются зоны перехвата и движения. Вы можете выбрать нужную армию и щёлкнуть мышью на том месте карты, куда хотите её переместить. Голубая стрелка, которая появится рядом с армией/флотом/агентом, показывает расстояние, которое можно покрыть за один ход. После того, как баллы движения кончатся, стрелка станет красной.
В нижней правой части экрана, на панели управления, находятся несколько кнопок, при нажатии на которые, вы получите полную информацию о состоянии дел в вашей стране. Ими являются, например, кнопки «правительство», «дипломатия», «цели» и т.д. При нажатии появятся новые окна, которые дадут вам дополнительную информацию, которая поможет вам привести свою страну к славе и победам. Например, игрок может повышать или понижать налоги для высшего или низшего сословия. Также можно посмотреть статус ваших дипломатических отношений со страной, на которую вы в потенциале хотели бы напасть. Ещё вы можете дарить подарки другим странам или просить другое государство стать вашим протекторатом. Обычно, управление городами можно повесить на ИИ.
Изучение технологий позволяет нанимать новые виды войск и усовершенствовать ваши отряды, строить новые здания и получать больший доход от торговли. На панели управления также находятся часы и счётчик ходов, который позволит вам следить за временем и рассчитывать свои силы. Главной целью игры является создание сильнейшей армии в Европе путём усовершенствований и улучшений для того, чтобы выполнить поставленные перед вами задачи.

Игра очень похожа на Empire: TW, но в ней всё же есть отличия. Во-первых, из-за того, что игра охватывает гораздо меньший временной промежуток, каждый ход равен двум неделям. Это выглядит так: ранний май 1805 года > поздний май 1805 года и т.д. За год вы сможете совершить 24 хода. Во-вторых, вы всегда можете выбрать, какую из противоборствующих сторон принять. Если вы хотите выступить против Наполеона, то для вас есть Кампания Коалиции, в которой вы сможете сыграть за такие страны, как Австрия, Британия, Пруссия или Россия. Но, несмотря на возможность выбора стороны, начальная дата кампании одна и та же - 1805 год. Все поставленные задачи должны быть выполнены до 1813 года. Если же вы хотите взять на себя роль Наполеона Бонапарта, то для вас есть несколько кампаний, которые нужно будет поочерёдно завершить. Другими словами, игрок должен завершить Итальянскую Кампанию 1797 года, чтобы перейти к следующей. Вы не можете сразу выбрать Сражение при Ватерлоо, т.к. эта кампания (короткая, но очень интересная) будет заблокирована до тех пор, пока вы не завершите другие. Я не знаю, как игроки отреагируют на это ограничение, но мне это не очень понравилось.
Во время тестирования игры я решил сыграть за Пруссию в Кампании Коалиции. Я включил опцию, которая задала исторические цели в кампании. Хотя я мог выбрать более простую опцию - достижение мирового господства. Должен сказать, что я был приятно удивлён. Цели, поставленные передо мною, были исторически достоверными и ставили передо мною задачу захватить 20 областей, которые включали в себя такие регионы, как различные немецкие провинции, а также несколько близлежащих городов, принадлежащих Мекленбургу и Саксонии. Стоит отметить, что все маленькие немецкие королевства позже присоединятся к Пруссии, чтобы основать новое могущественное государство - Немецкий Рейх.
Также было достаточно занятным то, что моим советником была женщина, которая посвятила меня в курс дел, происходящих в Европе. Интересным был тот факт, что она воздержалась от советов, касательно того, какую сторону в войне мне принять. Советник предложил немного подождать до тех пор, пока не станет ясно, на чьей стороне будет перевес - на стороне Маленького Генерала или его оппонентов из Четвёртой Коалиции.
Начав игру Napoleon Total War в 1805 году, я смог выполнить все поставленные задачи к позднему сентябрю того же года, уложившись в 18 ходов. Большинство этого времени я потратил на то, чтобы модернизировать мою инфраструктуру и армию, а также на заключение торговых соглашений и союзов с ведущими мировыми державами. В итоге это означало присоединение к Антифранцузской Коалиции. В это время моя армия вторглась в Австрию и заняла прочную позицию на подступах к Вене.
Было очень интересно наблюдать за событиями, которые происходили вокруг меня. ИИ действовал с удивительной историчностью. Сформировавшись, Северное Итальянское королевство приняло сторону Франции вместе с Батавской Республикой. В это время Швейцария была захвачена и оккупирована Францией. Оттоманская Империя объявила войну Австрии, что вызвало полное перераспределение ресурсов на юге. Тем временем французский флот вышел из Средиземного моря и отправился к проливу Ламанш.
Без всякого сомнения, шпионы - самые полезные агенты в игре. Дело не в том, что они могут подрывать вражеские постройки или убивать генералов, нет. Они могут дать вам информацию.
А сведения о состоянии вражеских сил являются самой ценной вещью, особенно, если вы готовите вторжение в какую-либо страну.
Когда вы начинаете сражение на стратегической карте, то вы можете поручить сражение компьютеру. Также в игре есть новая функция - открытые сражения, которые позволяют вам сразиться с живым оппонентом через интернет.
Я закончил игру и был очень впечатлён. Кампания проходит гладко, всему легко научиться, в игре правильный баланс сил. С исторической точки зрения всё выполнено на высоте. Если вы не верите, то прочитайте пару книг на тему Наполеоновских Войн. Задачи, поставленные перед Пруссией, были разумными, взвешенными и историчными.

Тактика в Napoleon Total War

Вы можете сразиться с врагом разными способами. Во-первых, вы можете сражаться в процессе кампании. Также вы можете настроить под себя битву, выбрав карту, страну и армию. В-третьих, в игре есть исторические сражения Наполеона. Например, битва под Аустерлицем (1805) или под Дрезденом (1813). Вы должны завершить все сражения поочерёдно. Начинать вам придётся с битвы при Риволи (1797) и закончить Бородинской Битвой (1812). Выиграв одно сражение, вы получаете доступ к следующему и т.д.
Во время первых ходов в кампании Napoleon Total War некоторые страны уже могут нанимать отряды, которые в то время просто не могли существовать. У каждой страны линейки войск приблизительно одинаковы. Фактически, они являются копиями друг друга. В каждом государстве есть своя собственная линейная пехота, элитные полки, лёгкая пехота, гренадёры и т.д.
Управление отрядами такое же, как и в Empire. Солдатами легко научиться командовать. Перетаскивая отряды мышью, вы не только поменяете направление их движения, но и измените их боевое построение. Кнопки на панели управления позволяют включить такие команды, как стрельбу без приказа, расставка штыков и т.д.
Графика и анимация захватывают дух. Всё работает слаженно и можно спокойно наслаждаться зрелищем боевых действий. Солдаты теперь не стоят как роботы, а ведут себя как живые люди, разговаривают, поправляют мушкеты и амуницию и т.д. Всё это доставляет истинное наслаждение.
ИИ не подвергся существенным изменениям. Есть некоторые нововведения, касающиеся боевых построений и поведения солдат на поле, но не более того. Есть и другие проблемы, которые перешли в игру из Империи. Например, чтобы одержать полную победу, вам всё ещё нужно уничтожить всех вражеских солдат до последнего на поле боя. Самая главная проблема ИИ заключается в том, что порой компьютер ведёт себя совершенно неадекватно. ИИ принимает решения, отдаёт приказы и совершает действия, которые порой выходят ему самому боком.

Униформа

В игре проделана очень большая работа над внешним видом вооружённых сил. Да, не всё идеально, но большинство отрядов выглядят именно так, как положено, как это было в те времена. Разработчики не стали использовать единую модель воина, на которую просто можно наложить любую текстуру. Напротив, например российские гренадёры значительно отличаются от шведских аналогов, т.е. для создания этих двух юнитов использовались совершенно разные модели.
Другим изменением является то, что линейка воск у какой-либо страны раскрашена в различные цвета. Каждый отряд имеет свою униформу, со своей собственной раскраской.
Хотя в игре есть к чему придраться. Например, сёдла имеют одну и ту же модель и отличаются лишь расцветкой. Также британские пушки имеют сходный дизайн и мало чем различаются.
И напоследок о флагах. Это достаточно наболевшая проблема. Знамёна выглядят никак не исторично. Вы можете убрать флаги как на поле боя, так и на стратегической карте. Также есть некоторые неточности. Например, лёгкая пехота использует трубачей вместо барабанщиков и не несёт флаги. Но общее впечатление остаётся положительным. Остаётся один вопрос: почему у СА разработка исторической военной линейки заняла так много времени?

Заключение

Можно поставить игре Napoleon Total War твёрдую пятёрку. Историческая составляющая претерпела значительные изменения и стала более реалистичной. ИИ всё ещё нуждается в некоторых изменениях, но красота игры, её историчность и эпичность перекроют все недостатки и позволят вам наслаждаться игрой. Рекомендуем вам отвести местечко на своей полке для этой игры.

Перевод - Broken Crescent.

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.

Наполеон Бонапарт

История гласит: от «именных» дополнений к серии Total War лучше не ждать ничего хорошего. После «Александра» и вялых обещаний разработчиков насчет «Наполеона» надежд на свежую инкарнацию похождений великого француза было мало. Но недаром корсиканец вещал, что в любой план реальность вносит коррективы. Щедрым жестом сеятеля CA отдала в наши руки новые отряды, новый баланс и новые карты. Обо всем этом мы и поговорим.

Игры с балансом Как управлять «борделем на выезде»? Карты

Игры с балансом

Невозможность — слово из словаря глупцов.

Наполеон Бонапарт

Держу пари, Наполеон не подозревал о том, что в далеком будущем он станет спасителем серии Total War. Чародеи из Creative Assembly сделали, казалось бы, невозможное — вдохнули в безжизненную боевую систему Empire яркую искру, совместив с ней принцип «камень-ножницы-бумага» и сдвинув баланс. Помните сражения ETW в стиле «отряд подошел-дал залп-перезарядил-дал залп-перезарядил», а мы при этом лишь вяло переводили отряды и контролировали конницу? Забудьте их как страшный сон. В Napoleon наконец-то устранили тот недостаток, из-за которого в предыдущей игре казалось, что вовсе не мы управляем ходом битвы. Давайте вкратце пробежимся по основным положениям нового воинского устава.

Артиллерия решает все. Пушки близко подошли к званию «бога войны», едва не скинув с пьедестала пехоту. Если в Empire они были лишь приятным и изредка полезным довеском к армии (особенно, напомню, отличились гаубицы), то в Napoleon это чуть ли не краеугольный камень всего состава.

Гренадеры — идеальная защита. В Empire эти ребята были достаточно полезны — как-никак, возможность ликвидировать чуть ли не треть вражеского отряда одним залпом дорогого стоила. Теперь их сделали крепче и убойнее — в результате гренадеры смогут неплохо защитить стратегически важный холм или прикрыть сбоку артиллерию, если вы ненароком сунули ее не туда. Да и когда нужно устроить на участке фронта затяжную перестрелку — они тут как тут. Кроме того, они очень хороши в качестве бойцов на флангах.

Кавалерия стала сильнее. Мало того, что «шестиногим» войскам повысили характеристики, так еще и пехота стала восприимчивее к фланговым и тыловым ударам. К тому же «затыкать» вражескую артиллерию теперь надо быстро и с минимумом потерь, для чего конница идеальна. Вдобавок усилили огнестрельную кавалерию, и ее можно удачно комбинировать с рукопашной: сначала пугаете оппонента какими-нибудь драгунами (его пехота сразу встает в каре), а потом шустро выводите своих шассиров, выбивая с десяток человек за залп.

Стрелков ослабили. Помните, в Empire каждая битва начиналась с долгого «обмена любезностями» между дальнобойными стрелками? Теперь все примерно так же, но характеристики и боевой дух этих парней снижены. Пехоту на место стрелков надо выводить намного раньше, а с самими застрельщиками — «сюсюкаться», вовремя отсылая побитые отряды подальше от вражеской артиллерии. Нередко имеет смысл выдвинуть вперед линейную пехоту сразу, ведь дружественный огонь войск теперь тоже убойностью не блещет.

Кстати, о пушках: несмотря на то, что стрелки обычно рассредоточены, артиллерия для них так же убойна, как и для остальных. Особенно гаубицы — осколки снарядов «косят» застрельщиков в огромных количествах.

В генералах сила. Если в Empire они были приятным довеском, ненамного повышающим характеристики солдат, то в Napoleon командиры очень важны. Если чужое ядро когда-нибудь убивало вашего генерала, вы, наверное, видели, как по всей линии фронта боевой дух войск начинает стремиться к нулю. Да и плюсы к способностям солдат усилили.

Еще одно изменение в командирском стане — теперь можно самому выбирать генерала. В Empire, помнится, единственный доступный генеральский отряд был самым базовым, с ужасающими параметрами. Теперь у каждой державы есть набор исторических личностей. Естественно, чем сильнее генерал, тем он дороже. Командиры, повергающие чужие войска в прах одним своим видом, вроде Наполеона или Веллингтона, влетят в копеечку и серьезно ограничат ваш бюджет на армию. Приходится выбирать: много солдат с паршивым командиром или мало, но с Наполеоном. От себя добавлю, что командующий действительно отрабатывает свои деньги и обычно стоит пожертвовать парой полков ради гениального полководца.

Война по-джентльменски

Давайте вкратце пробежимся по основам лобби «Наполеона». Изначально все может показаться громоздким, но к этому интерфейсу легко привыкнуть. Сверху — два блока со списками игроков. Звездочки — это их рейтинг. Правда, еще со времен Empire система учета достижений игрока работает из рук вон плохо. Я вот, например, свои пять звездочек («хорошо, когда видишь три звездочки... но еще лучше — когда пять!») набрал за час ленивых баталий против локальных Кутузовых.

Внизу — список войск. Пиктограммами с дисками можно сохранить определенный набор; другие кнопочки оперируют собственно набором отрядов и распределением опыта. Последний набирается не за красивые глаза, а за звякающие монетки. В отношении предыгрового общения хочу напомнить, что если в названии игры не указаны ее правила, то не это не значит, что их там нет. Обязательно, хоть тушкой, хоть чучелом, выясняйте, какие тут запреты, чтобы в игре не предстать хулиганом и социопатом. Кстати, о правилах: запрещать могут чрезмерно большие отряды, гаубицы, ракеты и вообще любую артиллерию. Увы, некоторые полководцы не любят выходцев из России — это тоже придется учитывать.

Как управлять «борделем на выезде»?

Пехота

Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть.

Наполеон Бонапарт

Удачная атака неприятеля. Он меня видит, а я его нет

«Огоньку не найдется?»

Начнем с расстановки войск. После того как вы решите, куда поставить пушки (это нужно делать в первую очередь, чтобы не оконфузиться дальше), начинайте строить стрелков и чуть поодаль за ними — все вариации линейной пехоты. Но не надо делать из армии винегрет и ставить элиту рядом с новобранцами. Гренадеры обычно идут на фланг, чтобы оттуда прикрывать своих менее крепких товарищей. Элиту я ставлю чуть вперед — она примет на себя начальный удар и затем сможет удерживать позиции очень долго. Однако если сражаться единым фронтом неудобно, более сильные отряды отводятся либо назад, либо на фланги, чтобы в дальнейшем у них был оперативный простор.

Мысленно (и с помощью клавиш Ctrl+номер) разделите отряды на несколько групп. Я обычно делю на три, но их количество зависит от поля боя. Затем нужная группа будет вызываться простым нажатием на номерную клавишу.

Это важно: лишний раз не ставьте пехоту в несколько шеренг, если только карта не совсем уж огромная! Ядра и так здорово подкосят ряды ваших ребят, и увеличивать потери собственноручно не стоит. Особенно такое построение плохо против ракет и им подобных.

Дальнейшее зависит от карты: мы либо занимаем оборону, либо идем вперед. В первом случае позаботьтесь о том, чтобы до вас долетал минимум ядер, — тут спасти может небольшая канавка или холмик. В идеале все вражеские снаряды должны отскакивать от рельефа и лететь мимо. Если же сидение на одном месте вам претит или позиция подобралась неудачная, придется долго и болезненно добираться до врага, и тут-то вы и познаете всю мощь артиллерии! А когда наконец доберетесь, солдаты уже устанут и еле сделают с десяток залпов трясущимися руками, прежде чем побежать. Как и в Empire, атакующая сторона находится в заведомо проигрышном положении, и спасти вас может только карта. К чести разработчиков, CA все-таки сделали парочку полей брани, где можно спокойно дойти до врага и выиграть битву. Но об этом позже.

Если же вы все-таки доплелись до врага и сохранили хотя бы три четверти состава, ставьте своих стрелков и начинайте вышибать чужих. Параллельно с этим начинайте медленно двигать вперед элиту с линейной пехотой и совершать осторожные маневры на флангах. В качестве ударной силы гренадеры вам точно не понравятся, но защищаются они чудно, а под их прикрытием уже можно начать куролесить кавалерией. Стрелки в это время бьют точно по самым слабым отрядам соперника — пусть принцип домино работает против него.

Теперь взглянем на страны. Мне по душе Великобритания — много хорошей элитной пехоты и исторических генералов. Горцы — пожалуй, лучшие войска в игре по соотношению «цена-качество». И вдобавок один из лучших гвардейских отрядов в игре. А если к ним еще и поставить Веллингтона... правда, цена буквально пальцы отгрызает. Да еще и генерал норовит заявить, что, дескать, проигранное сражение лучше выигранного. Больше — только у Франции, но там все еще дороже. Зато старая гвардия (та самая, которая умирает, но не сдается) перемалывает чужие войска с эффективностью мясорубки.

Когда писалась статья, уже появились слухи о грядущем дополнении, и, скорее всего, когда вы будете читать эти строки, оно уже выйдет. Обещают усилить Россию и ослабить англичан. Если с планами разработчиков ничего не случится, дружно переходим на французские войска.

Что до стрелков, рекомендую Данию. По субъективным ощущениям, они чуть покрепче, чем остальные, — разработчики явно любят творчество Кеннета Браны. Да и зрелище того, как отряд с названием «Норвежская лыжная пехота» воюет у пирамид, не раз продлит вам жизнь!

Артиллерия

Если бы генерал Бонапарт остался поручиком артилле­рии, он и поныне был бы императором.

Анри Монье

Бедные австрийцы еще не знают, что сейчас я инсцени-
рую «Матрицу» силами своей французской гвардии. В роли умирающего Нео — каждый десятый

Хотите знать ответ на самый главный вопрос о Жизни, Вселенной и Всем Остальном? Посмотрите на количество выживших

Похоже, разработчики чересчур уж близко к сердцу восприняли слова Наполеона, что он многим обязан артиллерии, и наделили пушки поистине убийственными характеристиками. Теперь ядро, пущенное кем-то невзначай в ходе рутинного залпа, вполне может прибить генерала, что в Empire было невозможно. Но и управлять такими штуками надо умеючи. Немалый задел на победу идет еще в стадии расстановки войск. Формула проста: чем быстрее ваша артиллерия дойдет до выгодной позиции и начнет стрелять, тем больше солдат вы отправите на тот свет до схватки с пехотой. Нередко подножку ставит рельеф: вроде и кажется, что вот этот холмик подойдет, но как только пригонишь пушки и выставишь их в боевое положение, выяснится, что обстрел им преграждает небольшая кочка, портящая всю малину.

Осталось и тяжелое наследие Empire — сбои. Иногда артиллерия застревает, не слушает приказов и всячески норовит показать характер. Рецепт тут один: не надо бешено нажимать на кнопки. Аккуратно выведите отряд с неудачной позиции и поставьте на другую.

Очень хороши бывают местечки у небольших лесов, ведь туда можно спрятать отряд защитников. Даже если враг не поведется на такой трюк, вы выиграете много времени.

На заметку: постарайтесь не ставить две батареи вместе — так они будут покрывать меньшую площадь, да и уничтожить крупные скопления пушек легко. Залпы с обоих флангов сопернику будет труднее отследить, а войска, получая ядрами то справа, то слева, быстрее побегут.

Думаете, гренадеры не выдержат такого натиска? Еще как выдержат! Выдержат, я сказал!

Пример блокировки гвардейцами переправы. Враг заперт, сражается на два фронта и вскоре побежит

В бою у пушек два важных дела: затыкать чужие орудия и «косить» пехоту. Если вы достаете до артиллерии врага с самого начала, а он еле подтягивает их к линии фронта — вам крупно повезло. Гораздо чаще будет так, что батареи с обеих сторон начинают палить одновременно, и тут в дело вступают ваши таланты в расстановке. Если вы успеете выбить хотя бы пару чужих пушек, то шансы на победу резко вырастут. Если у вас есть способность «Заградительный огонь», включайте ее сразу. Ускорение перезарядки еще никому не мешало.

Пару слов о ракетных войсках и гаубицах. Гаубицы слегка ослабили, и теперь они уже не поставляют Харону новых пассажиров пачками. Зато ракетные войска блещут всеми гранями своих сотен в параметрах «дальность» и «меткость», устраивая на поле боя такую цветомузыку, что любому ночному клубу сделалось бы стыдно.

Чужие пушки они выбивают неплохо, но все же главная цель этих ребят — «выносить» пехоту. Поэтому не стоит увлекаться и набирать такие отряды себе пачками: оставьте место и для традиционной артиллерии. К тому же на многих играх в правилах такие штуки и вовсе запрещены.

На заметку: если в названии игры про правила ничего не сказано, это не значит, что их нет. Первым делом, зайдя в игру, после приветствий начинайте всех активно тормошить по поводу запретов, чтобы потом на поле боя не выглядеть не по-джентльменски.

Краткий просмотр стран выдает удивительные результаты: в плане артиллерии в выигрыше... русские, ведь у них есть совершенно убойные «Единороги». Аутсайдером со стандартной артиллерией признана Испания. Немногим лучше положение Португалии, Нидерландов и Дании. У большинства остальных стран список пушек одинаков и отличается лишь парой уникальных «стволов».

Кавалерия

Большие батальоны всегда правы.

Наполеон Бонапарт

Наконец-то кавалерия, как Джек Шепард из сериала Lost, уяснила свое назначение. Раньше мы вяло гоняли ее по полю, отправляя на преследование убегающих и фланговые удары. Теперь это отряды чуть ли не первой необходимости, ведь иначе чужую артиллерию не заткнуть.

Легкая конница вылетает из армии сразу же — поскольку схватки среди «шестиногих» участились, нам нужно много тяжелых и убойных отрядов. В рукопашной особо не побегаешь, поэтому чем «толще» и сильнее ваши войска, тем лучше, мобильностью можно пожертвовать. А если вы выигрываете у чужих войск медальку за лучших коней, сразу же открывается прямой путь к вражеским пушкам.

Пример трюка с конными стрелками. Пока мои шассиры отвлекают чужую пехоту, я завел «шестиногих» в лес и жду результатов

Еще один аргумент в пользу тяжелых и сильных отрядов: чем больше их выживет в схватках с себе подобными и артиллерией, тем лучше. Когда с пушками будет покончено, можно начинать облизываться с тыла на пехоту. Даже если вы на этом фронте проигрываете, оставшаяся конница может добить остатки чужого боевого духа. Параметры атаки с тыла выросли, так что шанс вполне есть.

Легкая конница годится лишь для тактики «ударил-отбежал» (которая не работает еще с прошлой части) и психологического давления. Загнали такой отряд в тыл врагу, и пусть тот сидит и нервно на него оглядывается.

Особняком стоят генеральские гвардейцы. По понятным причинам мы не получим на руки двести телохранителей Наполеона — набор у всех стран стандартный, по двенадцать человек. Но что это за дюжина! Мой рекорд — минута с лишним чистой рукопашной с драгунами в лесу без единой потери. Враг, конечно, тоже мало чего потерял, но не суть важно, правда? Жаль только, что способности у отряда не действуют. Вернее, они активируются, но эффекта никакого, кроме мизерной прибавки к характеристикам. Однако трудно почувствовать всю важность генерала, если его не потерять. Боевой дух падает, как рейтинги сериала Heroes. Поэтому лучше всего поставить генерала за какой-нибудь горкой — там его не достанет шальное ядро.

Не живодерства ради, а чисто из-за научного любопытства я провел эксперимент с генеральскими отрядами. С каждой стороны выступало по равному в способностях генералу, рукопашная шла на идеально ровной территории. Результаты удивляют — из нескольких сражений мой отряд проиграл во всех, хотя и часто срубал чужому командиру голову сразу же после начала схватки. Сдается мне, тут что-то нечисто, так что лишний раз биться «командир на командира» не идите.

Карты

Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.

Наполеон Бонапарт

CA прислушалась к диким воплям игрового сообщества, много месяцев кричавшего на каждом углу о дикой несбалансированности карт в Empire. Давно следовало — люди просто набивали себе рейтинг, завлекая новичков на определенные карты, понимая, что проиграть нельзя в принципе.

Теперь ситуация изменилась. Была опасность, что в порыве сбалансировать все и сразу разработчики сделают кучу неинтересных симметричных карт. К счастью, такого не случилось. Есть, конечно, и такие, но CA сами утверждают, что плоские и симметричные карты нужны только для турниров и любителей использовать свой стратегический гений безо всяких ограничений. Увы, не обошлось и без фирменной британской неловкости: на многих картах повторяется один и тот же архетип с холмом и небольшими вариациями. Но те, что такому недостатку не подвержены, невероятно хороши. Наследие Empire забыто, и я по нему точно скучать не буду.

Начнем с «Вершин Австрии» . Оба игрока находятся в низинах перед высоким холмом. Казалось бы, кто первый займет холмик, тот и победит, однако не все так просто.

«Я застрелю этих русских с семи нот!»

«Аполлон-13 пошел!»

Во-первых, там везде совершенно дикий рельеф. Кочки, бревна, деревья — всего в изобилии, и это очень плохие новости для артиллерии. Поставить ее так, чтобы стрельбе ничего не мешало, — задачка за гранью фантастики. К тому же в таких условиях она будет очень медленно двигаться, огибая все неровности ландшафта, и на результате это точно отразится.

Во-вторых, там есть лес, растущий на самом холме и чуть ниже с каждой стороны. И это очень дурно для того, кто будет взбираться на холм и остановится там: скорее всего, засады сильно ударят по боевому духу. У меня в этих зарослях однажды за несколько секунд полностью вынесли два отряда стрелков с помощью шассиров. И это только цветочки.

Вывод напрашивается сам собой: холм не выход. Вот перебраться через него и давить на врага всеми силами — совсем другое дело. Там и простор оперативный имеется. Очень важно следить за чужими пушками — если удастся удержать их в низине, нормально пострелять они не смогут, а ваши войска с возвышенности разметают неприятеля в пух и прах. Правда, к гаубицам и ракетам это не относится, но они вообще в иной лиге, нежели вся остальная артиллерия. Главное — осторожность на холме, а дальше дело в шляпе.

Чуть отличается от нее «Сирийский хребет» . Там холм не так высок, но с рельефом у него все в порядке. Вся партия при таком раскладе превращается в «царя горы», разве что за флангами придется посматривать — там высота начинает падать. Если холм вы упустили, не отчаивайтесь — артиллерия неплохо работает с любой точки карты, а достать врага пехотой можно и на тех участках, где возвышенность сходит на нет.

Та же ситуация складывается на «Южных скалах» , но выкурить врага с тамошних высот — задача трудная. Берите больше быстрых отрядов. вроде стрелков.

Все то же творится и на «Прусских холмах» .

Французская версия вашингтонских снайперов. Надо сказать, чертовски эффективная

На счастье моего союзника, у врага нет артиллерии, иначе бы испанское озеро окрасилось красным

«Озеро в Испании» условно делится на две части: большая равнина с озерами и узкий высокий холм. Два игрока обычно сражаются на равнине, пока остальные выясняют отношения на холме. При этом вторая битва намного важнее — даже если ваш союзник проиграл битву внизу, а вы сумели прибрать к рукам выгодную позицию, победа ваша.

Сражение на равнине — типичная перестрелка единым фронтом. Разве что места мало, пехоту в длинные линии не поставить — и тут в дело вступает шеренга. А как мы уже знаем, шеренга — лакомый кусок для артиллерии, которую «равнинный» полководец ни в коем случае не должен игнорировать. Чем больше пушек, тем лучше. Внимательно смотрите на фланги — обстрел с холмов может начаться в любой момент.

На самом холме все куда интереснее. Ключ к победе — покатый спуск на равнину. Кто сумеет расположить там свои отряды и зажать неприятеля в узком проходе, тот и победил. Обратите внимание на то, что преимущества у разных игроков отличаются: у одного ближе ключевая позиция, другому легче расположить стрелков ближе к спуску и тем самым серьезно подсобить своему товарищу на равнине. Артиллерии берите самый минимум, места ей там не хватит. Но пару пушек на случай описанной чуть выше ситуации обязательно прихватите.

«Холм в Савойе» симметрично разделено пополам: между двумя плато друг против друга есть небольшой овраг. Каждое плато слева или справа (в зависимости от игрока) выходит на большой холм.

Этот самый холм — ключ к победе. Тот, кто успеет (а перспективы у всех одинаковые) перебросить свои войска туда, наверняка победит. Но не стоит забираться как можно выше, наша главная задача тут сходна с «Вершинами Австрии»: оставаясь на низкой части холмика, разбить неприятеля, оставшегося в низине.

Есть большой соблазн оставить на своем плато артиллерию, чтобы она с такого маленького расстояния хорошенько потрепала врага. Этого делать не стоит: овраг переходится, а то поднимаясь, то спускаясь с холма для защиты пушек, вы будете выглядеть очень глупо. Лучше дотащить орудия наверх и не волноваться за них, чем судорожно метаться в случае любой угрозы.

На «Итальянских лугах» посередине и с левого фланга карты — невысокие холмы, рядом с каждым растет густой лес. Занять и удержать оба невозможно, поэтому берем первый (он ближе). Лес и засады — это очень рискованный вариант, потому что расположены вы с соперником очень близко и отслеживать передвижения ваших войск ему будет проще простого. Бьемся стандартно: занимаем выгодную позицию, ставим артиллерию и обороняемся, в случае чего переходя в контратаку. Кстати, вот вам еще одна причина взять средний холм: оттуда гоняться за чужими отрядами чуточку удобнее.

В «Сибирском плато» холм посередке тоже есть, но это не тот случай. На деле он выравнивается в длинное плато на всю карту, где и происходит битва. Это одно из симметричных полей боя, о которых я уже говорил, и используют их тогда, когда рамки остальных карт становятся нестерпимы.

Еще одна такая карта — это «Равнинные луга» , где и ничего похожего на холм нет. Просто много километров зеленой равнины.

На «Участке поселенца» нет ничего примечательного, кроме небольших холмиков. Чем больше вы захватите — тем выше шансы выиграть. Если пару холмиков вы упускаете, постарайтесь хотя бы поставить артиллерию так, чтобы ей по ним было удобно стрелять.

Это важно: очень часто игроки, использующие такие карты, — опытные полководцы, способные одним взглядом испепелить целую армию. Будьте осторожны.

«Заболоченные джунгли» — более или менее симметричная карта, где победит тот, на чьей стороне маневренность и сильные в защите войска. По центру там находится озерцо. Справа от него холмик, поросший джунглями, с ужасным рельефом, слева — холм чуть пониже, но просторнее. Задача в том, чтобы заманить противника на маневры у озера, а самим обвести его по флангам и вдарить из джунглей. Замечу, что первому игроку приходится чуть полегче — там есть несколько удобных позиций для обороны и лес ближе. Его соперник может победить, только если займет оба холма и успеет воспользоваться хотя бы частью растительности.

На «Долине Аоста» действует тот же трюк: заманиваем соперника на невыгодный маршрут (чудно в этом деле действует якобы незащищенная артиллерия), а сами точечными ударами убиваем все их желание сражаться. Правда, растительности тут мало, а маневры ограничены холмами и скалами. Поэтому от засад придется отказаться, а место для своих пушек выбирать особенно тщательно. Отменно хороши тут ракетные войска — очень приятно бывает проснуться и шарахнуть по скоплению солдат в узком проходе! А дальше как у Копполы: I love the smell of napalm...

Враг повелся на трюк с артиллерией, не заметив старую гвардию в лесу. Сейчас я у них возьму реванш за Ватерлоо!

Пример расположения «завлекательной» артиллерии. Как видите, холм я уже занял, так что враг заведомо в проигрыше

И наконец, последняя карта из разряда «перехитри его» — «Дельта Амазонки» . Она не слишком популярна, а еще со времен Empire мы с вами знаем, что непопулярные карты — самые лучшие. Так и здесь: сложная система из нескольких островов, каждый из которых связан друг с другом очень узкими проходами. А узкие проходы — это жуткие цифры в финальной статистике в графе «Убито гаубицами». Поэтому раньше времени на переправы не лезем, хитрим до последнего, пусть враг сам отправится купаться. К сожалению, крокодилов в речке нет, но в случае, если соперник пошел на переправу, а вы его на этом поймали — вы вполне сможете их заменить. Естественно, в таких условиях очень важны стрелки — они со своей дальностью стрельбы легко заманят линейную пехоту на невыгодную позицию.



Напоследок хочется сказать — слава «Наполеону»! Пусть игра не так хороша, как одноименный торт, но она спасла механику от черепашьей болезни и перекроила динамику, за что ей огромное спасибо. Даже после выхода следующей игры в серии мы будем долго помнить эти томные итальянские закаты и злой, щиплющий глаза дым после выстрела.

Понравилась статья? Поделитесь ей